Просмотр содержимого документа
««Средства формирования логического мышления у детей дошкольного возраста»»
«Средства формирования логического мышления у детей дошкольного возраста» Автор: С.В. Федотова воспитатель МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
Виды мышления
2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.
3,5- 4 года, ведущее до 6-6,5 лет .
5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет
Виды мышления
Предметно- действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое мышление
Мыслительные операции
Мышление – сложный процесс, включающий
несколько видов психической деятельности:
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Абстрагирование
- Конкретизация
- Классификация
Процесс мышления для формирования личности ребенка
- С логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка;
- В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
- Развиваются: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание, речь ребенка, так как он высказывается посредством слова;
- Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
2
Предметно-пространственная развивающая среда
полифункциональной
Для успешного формирования логического мышления у дошкольников необходимо правильно смоделировать предметно - развивающую среду. Согласно требованиям ФГОС она должна быть:
доступной
вариативной
трансформируемой
содержательно-насыщенной
Средства, развивающие логическое мышление
Разгадывание ребусов
Игры-головоломки
Игры в шашки
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей
Игры и упражнение на развитие операций сравнения.
Загадки. Задачи – шутки
Игры со счетными палочками
Моделирование
Настольно-печатные игры
«Неправильные» сказки, нелепицы
Логическое мышление и дидактическая игра
- Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме
- Привычку «логично думать» лучше всего прививать ребенку с дошкольного возраста, давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра
- Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным.
Логический прием сравнение
Формирование аналитико-синтетического процесса через использование игр геометрического конструктора
«Танграм»
«Монгольская игра»
«Пифагор»
«Волшебный круг»
«Колумбово яйцо»
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия
Найти круги, овалы и квадраты на картинке слева,
ромбы и круги на картинке справа.
Логический прием - классификация
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по общему названию; по размеру; по цвету; по форме; по другим признакам.
- по общему названию;
- по размеру;
- по цвету;
- по форме;
- по другим признакам.
не математического характера:
- что можно есть и что нельзя; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу;
- что можно есть и что нельзя; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу;
- что можно есть и что нельзя;
- кто летает, кто бегает, кто плавает;
- кто живет в доме и кто в лесу;
Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры
Логический прием - обобщение
Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур
Настольно-печатные игры:
Логико-математические игры
Работа с родителями
- Знакомство родителей с содержанием работы по программе
- Разработка консультаций для родителей по данной теме
- Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций)
- Рекомендации для родителей по использованию литературы
Заключение
Развитие логических приемов мышления должно строится в соответствии с дидактическими принципами:
- сознательности; активности; последовательности; посильности и доступности; наглядности; прочности «опережающих знаний».
- сознательности;
- активности;
- последовательности;
- посильности и доступности;
- наглядности;
- прочности
- «опережающих знаний».
Использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.