Методический фестиваль(семинар)
Средства и методы развития младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Учитель начальных классов
Анисимова Оксана Михайловна
2020г.
Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Речь, обогащенная синонимами, дополнениями, описаниями у детей-это большая редкость. А хорошая речь- залог успешного обучения и развития.
К сожалению,за несколько лет работы в школе приходится отметить, что многие дети поступают в 1 класс с достаточно низким речевым уровнем, не могут правильно построить предложение, выстроить монолог, делают ошибки в беседах, а все это влечет и большое количество ошибок в письме.
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.
Поэтому передо мной встала задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст. Эту задачу я начала решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на уроках ИЗО.
В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются:
художественно-образные представления
мышление
речь
внимание
память
Рассмотрим по порядку этапы урока, и какие методы я применяю на каждом из них.
Первый этап называется этап до рисования. Необходим для формирования у детей интереса и настроя на выполнение своего рисунка.
Для этого в начале урока, в зависимости от темы урока и планируемых результатов, учащимся прочитывается сказка, стихотворение, загадывается загадка, используются игровые моменты, применяется наглядный материал. Например, тема «Зимнее дерево». Использую словесный метод. Я читаю стихотворение С.Есенина «Белая береза» сопровождая показом этого дерева на слайде. А затем ребятам задаются вопросы, такие, как: «О каком дереве писал поэт?» «С чем сравнивается снег?» «Где стоит береза?» и т.д. Но обязательно ответы должны быть полные, не односложные. Кто-то из ребят может описать зимнее дерево, которое он видел, гуляя в лесу, в парке, лесополосе.
Также на этапе до рисования применяю наглядные методы, когда выходим на экскурсии. Со всеми ребятами каждый год мы очень любим выходить и любоваться осенними и весенними изменениями в природе, а затем отображать их на рисунках. Применяю часто здесь такой прием, как составление рассказа по цепочке. Например, первый ученик: Наступила осенняя пора. Второй ученик: Перелетные птицы улетают на юг. Третий ученик: Деревья окрашиваются в разные цвета. и т.д.
На экскурсии можем применить и практический метод в форме игры. Например, найди и опиши самый разноцветный лист дерева. Описывается форма, цвет листа, отношение ребенка к этому листочку.
Второй этап.Процесс творческой работы.На этом этапе учащиеся создают свои рисунки.
Казалось бы, как ,рисуя и экспериментируя, можно развивать свою речь? Оказывается можно.Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется свой словарный запас. Если на других уроках у нас имеет место быть преимущественно вопросно-ответная форма обучения, то на уроках ИЗО я позволяю и даже одобряю беседу, когда дети без поднятия руки могут говорить, что у них получается, в чем есть затруднение, помогает словом, а иногда и делом своему товарищу. Иногда дети могут просто подбодрить одноклассника, у которого может что-то не получаться.
Иногда в процессе рисования я применяю словесный метод развития речи. Приём «Ассоциации». Например, тема «Щедрая осень. Осенью капуста-барыня». Предлагаю учащимся придумать ассоциации, возникающие при рисовании капусты. И дети начинают предлагать такие ассоциации, как: овощ, салат, хрустеть, кто-то может вспомнить загадку «Сто одежек и все без застежек» и ассоциации могут подбираться на протяжении всего процесса рисования без ограничения во времени.
Третий этап.Этап после рисования.На этом этапе нужно рассмотреть созданные детьми рисунки и выразить те чувства и мысли, которые возникли в процессе рассматривания его творческой работы. Мы обычно это делаем так. Каждый желающий показать свой рисунок, выходит перед классом и демонстрирует работу. И все, кто хочет делает оценку данной работы, причем он может сказать и что получилось в данной работе хорошо и что не совсем удачно. Тем самым мы еще учимся воспринимать критику. Все это позволит развивать чувственно – эмоциональную сферу юного художника и обогатить его речь словами, обозначающие чувства и настроения человека: восторг, восхищение, изумление, радость.
На всех этих этапах необходимо быть рядом с учащимися, помогать им и направлять их деятельность, это будет способствовать развитию речевой деятельности учащихся.