СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства связи предложений в тексте 9 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация готовит обучающихся к сочинению ОГЭ по русскому языку. Помогает усвоить разные способы связи предложений в тексте, связать части текста между собой.

Просмотр содержимого документа
«Средства связи предложений в тексте 9 кл»

Средства связи предложений в тексте. Текст

Средства связи предложений в тексте.

Текст

Повторим Признаки текста: Наличие темы Наличие или возможность заголовка Смысловая связь между предложениями Определённая последовательность предложений Использование языковых средств для связи предложений в тексте

Повторим Признаки текста:

  • Наличие темы
  • Наличие или возможность заголовка
  • Смысловая связь между предложениями
  • Определённая последовательность предложений
  • Использование языковых средств для связи предложений в тексте

Определение Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности. Текст имеет или может иметь заглавие. В тексте можно выделить: план содержания (то, о чём говорится в тексте) или план выражения этого содержания (языковые средства). Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.

Определение

Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности. Текст имеет или может иметь заглавие.

В тексте можно выделить: план содержания (то, о чём говорится в тексте) или план выражения этого содержания (языковые средства). Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.

Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.  Запишите текст. 1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы. 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины.  Ещё цветут поздние осенние цветы.

Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте. Запишите текст.

  • 1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
  • 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины.

Ещё цветут поздние осенние цветы.

Составьте текст, озаглавьте его и запишите Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился.

Составьте текст, озаглавьте его и запишите

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.

Над соседним лесом показался краешек солнца.

Луг весь засверкал, заискрился.

Тема урока: Средства связи предложений в тексте   I. Лексические средства связи 1. Слова одной тематической группы. 2. Лексические повторы (повтор слов и словосочетаний), повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов . 3. Синонимы. 4. Антонимы. 5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключении и т.п.

Тема урока: Средства связи предложений в тексте I. Лексические средства связи

  • 1. Слова одной тематической группы. 2. Лексические повторы (повтор слов и словосочетаний), повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов . 3. Синонимы. 4. Антонимы. 5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключении и т.п.
Запишите примеры.  Слова одной тематической группы. 1. Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели .

Запишите примеры. Слова одной тематической группы.

1. Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели .

Лексические повторы. 2. Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы  ждали . И наши ожидания оказались не напрасными.

Лексические повторы.

2. Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали . И наши ожидания оказались не напрасными.

Синонимы 3 . Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту  удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы и элементы живой разговорной речи .

Синонимы

3 . Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы и элементы живой разговорной речи .

Антонимы 4. Недруг поддакивает. Друг  спорит.

Антонимы

4. Недруг поддакивает. Друг спорит.

Слова со значением логической связи 5. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Слова со значением логической связи

5. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Вывод: 1. Слова одной тематической группы. 2.Лексические повторы. 3. Синонимы и синонимические замены. 4. Антонимы. 5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложениий и слова вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключении и т.п.

Вывод:

1. Слова одной тематической группы.

2.Лексические повторы.

3. Синонимы и синонимические замены.

4. Антонимы.

5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложениий и слова вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключении и т.п.

Морфологические средства связи 1.Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям. 2.Использование личных (в 3-ем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предыдущих предложений . 3. Единство временных форм глаголов-сказуемых. 4. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.

Морфологические средства связи

  • 1.Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям. 2.Использование личных (в 3-ем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предыдущих предложений . 3. Единство временных форм глаголов-сказуемых. 4. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.
Средства связи предложений в тексте. Союзы. 1. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

Средства связи предложений в тексте. Союзы.

1. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

Средства связи предложений в тексте. Местоимения 2. Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Средства связи предложений в тексте. Местоимения

2. Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Средства связи предложений в тексте. Наречия. 3. Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Средства связи предложений в тексте. Наречия.

3. Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Средства связи предложений в тексте. Глаголы 4. Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

Средства связи предложений в тексте. Глаголы

4. Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

Вывод: 1.Союзы, союзные слова в начале предложений. 2.Использование личных местоимений вместо слов из предшествующих предложений. 3.Использования наречий времени и места. 4. Единство временных форм глаголов-сказуемых.

Вывод:

1.Союзы, союзные слова в начале предложений.

2.Использование личных местоимений вместо слов из предшествующих предложений.

3.Использования наречий времени и места.

4. Единство временных форм глаголов-сказуемых.

Домашнее задание Выпишите из художественной литературы отрывок ( 5-10 предложений), укажите в нём признаки текста, определите способ связи предложений в тексте.

Домашнее задание

  • Выпишите из художественной литературы отрывок ( 5-10 предложений), укажите в нём признаки текста, определите способ связи предложений в тексте.
Рефлексия  - Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?   - Назовите признаки текста. - Какие способы связи предложений в тексте вы сегодня узнали?

Рефлексия

- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

  - Назовите признаки текста.

- Какие способы связи предложений в тексте вы сегодня узнали?

Спасибо за   внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!