Средства связи предложений в тексте.
Текст
Повторим Признаки текста:
- Наличие темы
- Наличие или возможность заголовка
- Смысловая связь между предложениями
- Определённая последовательность предложений
- Использование языковых средств для связи предложений в тексте
Определение
Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности. Текст имеет или может иметь заглавие.
В тексте можно выделить: план содержания (то, о чём говорится в тексте) или план выражения этого содержания (языковые средства). Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.
Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте. Запишите текст.
- 1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
- 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины.
Ещё цветут поздние осенние цветы.
Составьте текст, озаглавьте его и запишите
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.
Над соседним лесом показался краешек солнца.
Луг весь засверкал, заискрился.
Тема урока: Средства связи предложений в тексте I. Лексические средства связи
- 1. Слова одной тематической группы. 2. Лексические повторы (повтор слов и словосочетаний), повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов . 3. Синонимы. 4. Антонимы. 5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключении и т.п.
Запишите примеры. Слова одной тематической группы.
1. Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели .
Лексические повторы.
2. Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали . И наши ожидания оказались не напрасными.
Синонимы
3 . Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы и элементы живой разговорной речи .
Антонимы
4. Недруг поддакивает. Друг спорит.
Слова со значением логической связи
5. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Вывод:
1. Слова одной тематической группы.
2.Лексические повторы.
3. Синонимы и синонимические замены.
4. Антонимы.
5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложениий и слова вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключении и т.п.
Морфологические средства связи
- 1.Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям. 2.Использование личных (в 3-ем лице) и некоторых других местоимений вместо слов из предыдущих предложений . 3. Единство временных форм глаголов-сказуемых. 4. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений.
Средства связи предложений в тексте. Союзы.
1. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
Средства связи предложений в тексте. Местоимения
2. Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Средства связи предложений в тексте. Наречия.
3. Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Средства связи предложений в тексте. Глаголы
4. Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
Вывод:
1.Союзы, союзные слова в начале предложений.
2.Использование личных местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
3.Использования наречий времени и места.
4. Единство временных форм глаголов-сказуемых.
Домашнее задание
- Выпишите из художественной литературы отрывок ( 5-10 предложений), укажите в нём признаки текста, определите способ связи предложений в тексте.
Рефлексия
- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
- Назовите признаки текста.
- Какие способы связи предложений в тексте вы сегодня узнали?
Спасибо за внимание!