КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет физической культуры и спорта Кафедра теории и методики физической культуры Дисциплина: «Современные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта»
«Средства восстановления в подготовке спортсменов»
Подготовил Петр Фомин
Сегодня требования к уровню подготовленности спортсменов весьма высоки. Напряжённые условия тренировочной работы являются ведущим фактором достижения высоких спортивных результатов, но в тоже время большие тренировочные нагрузки и нерациональное их планирование могут таить в себе опасность различного рода перенапряжений и переутомления. Потому одна из важнейших проблем современного спорта - повышение работоспособности спортсменов. Эту проблему нельзя решить только совершенствованием методов тренировки, увеличения объёма и интенсивности нагрузок. Актуальное значение приобретают вопросы восстановления спортсмена как составной части тренировочного процесса.
Утомление и восстановление
Утомление - совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организма в целом в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения
Восстановление – обратные утомлению процессы , которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма.
Утомление - это объективный процесс, возникающий вследствие напряженной или продолжительной деятельности. Острые и хронические формы утомления могут быть обусловлены самыми различными причинами, которые можно свести к пяти основным группам - физиологические, психологические, медицинские, материально-технические и спортивно-педагогические.
Восстановление - процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и работоспособности. Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций организма к исходному или близкому к нему уровню. Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма спортсмена лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования путем целенаправленной тренировки.
КЛАССИФИКАЦИЯ
- Педагогические – средства, направленные на рациональное построение тренировки и ускорение восстановления (использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой).
- Психологические – средства, действия которых направлено на восстановление нервного равновесия и устойчивости психики спортсмена в связи с большими нагрузками (мышечная релаксация, специальные дыхательные упражнения, разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций).
- Медицинские – средства, направленные на оценку состояния здоровья, рационализацию питания, использование некоторых фармакологических средств, правильную организацию суточного режима (витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, различные виды массажа).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Педагогические средства восстановления
являются основными
И.М. Сеченов установил, что последствия
утомления ликвидируются быстрее в том случае,
если человек после работы отдыхает не пассивно,
а вовлекает в деятельное состояние мышцы,
не принимавшие активного участия в основной работе.
В лыжном спорте после окончания гонки лыжник совершает равномерный, спокойный бег с последующим выполнением различных упражнений на расслабление.
сегодня завтра
Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются разнообразные средства. В лыжном спорте, например, после окончания гонки лыжник совершает равномерный, спокойный бег с последующим выполнением различных упражнений на расслабление. В велосипедном спорте - самостоятельное катание. Из собственного опыта: игра в футбол – затем велосипед и рыбалка.
Педагогические средства восстановления занимают центральное место в проблеме восстановления
Определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Необходим подбор, вариативность и особенности сочетания средств и методов в процессе построения программ тренировочных занятий их разнообразие
Педагогические средства восстановления
ПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПОМОЖЕТ ИМ СТАТЬ ЧЕМПИОНАМИ
- рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсменов, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макро- циклов, широкое использование переключений, чёткую организацию работы и отдыха;
- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);
- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;
- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;
- разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.
Построение тренировочного занятия
Важнейшее педагогическое средство восстановления - правильная организация и построение тренировочного процесса
1 ) Вводно-подготовительная часть (разминка)
2) Основная часть
3) Заключительная часть
Важнейшим элементом педагогических средств восстановления является правильное построение отдельного тренировочного занятия.
1) Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия.
2) Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления.
3) В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление.
Разминка
СДЕЛАЕТ ЕГО ЛУЧШЕ В ИГРЕ
Основная цель разминки - достижение оптимальной возбудимости центральной нервной системы, мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата перед тренировочным занятием или соревнованием.
Ключевым педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка .
Основная цель разминки - достижение оптимальной возбудимости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата перед тренировочным занятием или соревнованием.
Физиологическая сущность разминки состоит в том, что она способствует повышению возбудимости и подвижности нервных процессов, усиливает дыхание и кровообращение, ускоряет физико-химические процессы обмена веществ в клеточной мускулатуре. Последнее связано с повышением температуры тела, раскрытием резервных капилляров. В частности, при повышении температуры в работающих мышцах и органах способность гемоглобина удерживать кислород уменьшается, возрастает отдача кислорода клеткам тканей, улучшается эластичность и сократительная способность мышц, что предохраняет их от повреждений и т. д.
Разминка состоит из общей части и специальной.
Общая часть разминки включает различные упражнения: ходьбу, бег, обще развивающие упражнения для рук, ног, туловища и пр. Характер упражнений, их ритм, форма должны соответствовать виду спорта.
Специальная часть разминки включает специальные, имитационные и другие упражнения, которые по структуре движений соответствуют той или иной части целостного двигательного акта в избранном для специализации виде спорта, применение этих упражнений в разминке связано главным образом с подготовкой нервных координационных процессов, обеспечивающих взаимодействие мышц, которые участвуют в выполнении предстоящего упражнения. Интенсивность выполнения специальных упражнений зависит от характера предстоящей работы и должна быть индивидуальной.
Оптимальная длительность разминки - 30 минут.
МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
НАПРИМЕР
специализированное питание
фармакологические препараты растительного и синтетического происхождения
витаминизация
гигиенические средства — рациональный режим, естественные силы природы
массаж
водолечение
кислородные коктейли
бани-сауны
Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение ферментной и иммунной активности и тем самым не только облегчение естественного течения процессов восстановления, но и повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов.
М ногие медицинские средства восстановления оказывают весьма значительное воздействие на организм. При неправильном их применении, несоответствии состоянию организма, передозировке и пр. они могут оказаться небезразличными для здоровья и работоспособности спортсмена. Поэтому использовать их следует строго индивидуально с учетом возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, конкретных особенностей организма в тесной связи с планом, этапом и характером тренировки или соревнований. Назначать эти средства должен врач с учетом медицинских показаний. В противном случае их применение недопустимо.
ГРУППЫ МЕДИЦИНСКИХ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
- Глобального воздействия
- Общетонизирующего воздействия
- Избирательного воздействия
К группе средств глобального воздействия относятся: суховоздушная и парная бани, общий ручной и аппаратный массаж, аэронизация, ванны. Эти средства воздействуют на все основные функциональные системы.
Группу общетонизирующих средств составляют: 1) средства, не оказывающие глубокого влияния на организм - ультрафиолетовое облучение, электропроцедуры, аэронизация воздуха, местный массаж; 2) средства, обладающие преимущественно успокаивающим действием - жемчужные, хвойные, хлоридно-натриевые ванны; 3) средства, оказывающие возбуждающее, стимулирующие влияние - вибрационные ванны, некоторые виды душа, предварительный массаж.
К группе средств избирательного воздействия относятся: теплые и горячие ванны (эвкалиптовые, хвойные, морские, кислородные), облучение (видимыми лучами синего спектра, ультрафиолетовое), теплый душ, массаж.
Перечисленные средства оказывают преимущественно влияние на отдельные функциональные системы или звенья организма, позволяют управлять уровнем работоспособности в условиях сочетания в микроциклах тренировочных нагрузок различной направленности и величины.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
- мышечная релаксация
- специальные дыхательные
- разнообразный досуг
- комфортабельные условия быта
- снижение отрицательных эмоций
- Психическая само регуляция
В сложных условиях спортивной борьбы проявляются все психофизические качества спортсмена, что характеризует его как личность. Это диктует необходимость проведения со спортсменами психотерапии, психо- профилактики, психогигиены. Психологические методы и средства восстановления работоспособности после тренировочных и соревновательных нагрузок в последние годы получили широкое распространение. С помощью психологических воздействий удается снизить уровень нервно-психической напряженности, снять состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и тем самым оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в других органах и системах организма.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Расслабляем наших детей после напряженных соревнований – квадрокоптер в помощь!!!
Специально направленные психологические воздействия, обучение приёмам психорегулирующих тренировок осуществляют психологи с высокой квалификацией. Однако в спортивных школах востребуется роль тренера-преподавателя для управления свободным временем учащихся, и для снятия эмоционального напряжения. Данные факторы оказывают сильное влияние на течение и характер процессов восстановления. Одним из важных направлений использования психологических средств восстановления и управления работоспособностью является рациональное использование положительных стрессов, в первую очередь правильно спланированных тренировочных и соревновательных нагрузок, и ограждение от отрицательных стрессов.
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет физической культуры и спорта Кафедра теории и методики физической культуры Дисциплина: «Современные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта»
«Средства восстановления в подготовке спортсменов»
Подготовил Петр Фомин
Сегодня требования к уровню подготовленности спортсменов весьма высоки. Напряжённые условия тренировочной работы являются ведущим фактором достижения высоких спортивных результатов, но в тоже время большие тренировочные нагрузки и нерациональное их планирование могут таить в себе опасность различного рода перенапряжений и переутомления. Потому одна из важнейших проблем современного спорта - повышение работоспособности спортсменов. Эту проблему нельзя решить только совершенствованием методов тренировки, увеличения объёма и интенсивности нагрузок. Актуальное значение приобретают вопросы восстановления спортсмена как составной части тренировочного процесса.