СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства выразительности устной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по родному языку(русскому). Тема урока "Средства выразительности речи"

Просмотр содержимого документа
«Средства выразительности устной речи»

Урок по русскому родному языку 

Класс: 5

Уровень класса: выше среднего

Тема: Средства выразительности устной речи

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: создавать условия для формирования культурной личности; познавательной компетенции;

  • обучающая: повторить культуру речи, узнать, какие бывают средства выразительности устной речи, формировать ключевые и предметные компетенции, умение анализировать лирическое произведение;

  • развивающая: развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость; воображение, эмоциональную отзывчивость.

  • воспитывающая: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, прививать навык внимательного отношения к слову, ориентироваться на духовно-нравственное развитие личности, формирование у учащихся активной гражданской позиции; передать правду подрастающему поколению об исторических фактах.

Задачи: 

  • расширить словарный запас учащихся;

  • расширить знания о средствах выразительности устной речи;

  • формировать коммуникативные качества;

Оборудование: презентация к уроку, видеосюжеты, смайлики, орехи, маркеры, пробки, стикеры, индивидуальный листок учащегося, рабочие тетради.

Технологии: игровая, элементы коучинг-технологии, информационно – коммуникационная технология, развивающего обучения.

Ключевые слова: выразительность речи, скороговорка, интонация, тон, темп речи, логическое ударение, артикуляция.

 

Технологическая карта урока по русскому родному языку, 5 класс «Средства выразительности устной речи»

Этапы урока

Виды и формы работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

 

Приветствует детей. Настраивает на активную работу. Произносит фразу с разными интонациями.

 

Здравствуйте, дети! Сегодня хороший день! Сегодня хороший день? Сегодня хороший день.

Ребята, почему одна и таже фраза звучит по-разному?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 Ответ учащихся:

— Вы произнесли фразу с разной интонацией.

Разные эмоции о фразу вкладываете.

 — Об интонации, о речи,о голосе, о тоне.

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Предметные:

умение различать разные интонации речи.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку. Настроить на урок. Создать позитивное настроение.

 

 

Интерактивная игра «Поделись позитивом»

— С каким настроением вы пришли на урок?

Те, у кого хорошее настроение, пусть поднимут веселые смайлики.

Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: улыбнитесь и пожмите руку, скажите доброе слово.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

 

Актуализация знаний

Объявление темы, целей урока

Учитель подводит учащихся к постановке темы урока, целей.

— Вы сами назвали тему, но я ее конкретизирую, внимание на слайд «Средства выразительности устной речи». Запишите тему в тетрадь.

Какие цели мы сегодня перед собой поставим?

Учащиеся записывают тему в тетрадь, формулируют цели урока:

— Научиться выразительно говорить.

Узнать, какие бывают средства выразительности устной речи?

-На практике потренироваться красиво говорить, выполняя различные упражнения.

Личностные:

проявлять старательность. Формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

 вести аккуратные записи в тетради. Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы

Предметные:

Умение формулировать тему, цели и задачи

Воспитать аккуратность, развивать умение формулировать целеполагание, видеть конечный результат. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Практическая деятельность учащихся

            

Орфографический практикум 

На слайде текст с заданием: вставить буквы и расставить запятые. И на отдельном листе для учащихся все продублировано (см.презентацию)

 

Выполняют письмо  (на местах, потом один ученик комментирует правильность написания), остальные подчеркивают орфограммы (упр. на листах, см. приложение)

Личностные:

контролируют свои действия.

 Метапредметные:

развивают словарный запас, устную монологическую речь.

Предметные:

учатся видеть орфограммы.  

Развить речь детей письменную и устную.

 

Объяснение нового материала

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников.

— О чем идет речь в предложении, над которым вы работали сейчас?

Почему так важна интонация в речи?

Из чего складывается интонация? Посмотрите еще раз на предложение.

Добавлю: Тембр голоса, паузы, сила звучания. Внимание на слайд.

На слайде даются определения: «интонация» и «выразительность речи», «логическое ударение».

Дают ответы на вопросы.

 

— Об интонации человека.

 — Она передает настроение и эмоции человека.

 — Тон (высокий – низкий), темп речи (быстро-медленно).

 Учащиеся наблюдают, слушают и запоминают новый материал. Читают определения. 

 

 

Предметные:

 Учатся правильно излагать свои мысли, работают над выразительностью речи.

Актуализировать знания детей о выразительности речи.

Закрепление новой темы

Выразительное чтение стихотворения Ольги Анатольевны Александровой «Ах, какое это наслажденье – говорить на русском языке». Анализ лирического произведения

 

Давайте понаблюдаем, какое воздействие оказывает правильно проинтонированное стихотворение. 

   Организовывает анализ лирического произведения. 

Беседа с классом:

— Как вы оцените выступление вашего одноклассника, выразите это аплодисментами, как в театре.

-Чем гордиться автор этого стихотворения?

Какое название можно дать этому стихотворению?

-Почему так важно знать родной язык?

Какие строки рассказывают об истории

нашей страны? Прокомментируйте эти события? Что вам о них известно?

Какой человек мог написать эти строки?

Кто такой патриот?

Какие тропы вы здесь видите, приведите примеры.

Какие предложения передают эмоциональное напряжение? Какой знак препинания стоит в конце?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть. Ученики оценивают выступление.

 Проводят параллель с ранее изученным материалом. Отвечают на вопросы учителя.

Хлопают в ладоши.

— Гордиться тем, что говорит на русском языке.

 — Русская речь.

Знание языка – это путь к сохранению наших традиций, нашей истории.

День Победы, полет Гагарина, Москва – столица нашей страны.

Патриот.

Человек, который любит Отечество свое.

— Метафора, олицетворение, эпитеты.

 — В конце стоит восклицательный знак.

Личностные:

проводят оценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, учатся любить свою историю, гордиться страной своей.

Предметные:

повторяют тропы, исторические события нашей страны, разбирают понятие «патриотизм». Учатся ставить логическое ударение.

Предметные:

умело строить устное высказывание; развитие коммуникативной культуры; работа над техникой речи.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Воспитать гармоничную личность, знающую свою историю и культуру. Умеют владеть артикуляционным аппаратом.

Наблюдение над тоном речи

— Ребята, возьмем первую строфу. Она у вас на листах.

В русском языке для повествовательных предложений характерна интонация конца предложения – понижение тона.

Посчитайте, сколько раз вы понижаете тон в этой строфе?

Расставьте логическое 

ударение в каждой строчке первой строфы

Ответы учащихся:

— 3 раза понижение тона.

Ребята выполняют задание на специальных листах, карандашом расставляют логическое ударение в строчках.

Экспресс-шкала

Упражнения на закрепление темы

— Ребята, сейчас вы сами обозначите направление нашего дальнейшего разговора. Проголосуйте с помощью стикеров, какая тема вам интересна (1.2.3)

Вопросы на доске:

1. Как избавиться от волнения перед выступлением?

2. Как поддерживать голосовой аппарат в форме?

3. Как повысить выразительность речи?

1. Если выбрали первую тему. Слово учителя. 

Выразительная речь оказывает сильное влияние на слушателей, действует на разум и чувства. Когда человек волнуется, у него пересыхает все во рту, немеет язык. Чтобы это избежать, артикуляционный аппарат нужно разогреть. Первое, над чем нужно работать, это над дикцией. Прекрасной дикцией обладает ведущая Тина Канделаки. Внимание сюжет.

А вот еще одна героиня готовиться поступать в театральный институт, работает не только метлой, но и языком. Внимание сюжет.

Я вам предлагаю поработать над активностью губ, языка. Мышцы рта нужно держать в тонусе. Берем три слова БРАНДСПОЙТ, ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, ВСКЛОКОЧЕН. Произносим их по-очереди, зажав зубами пробку, маркер, грецкий орех.

2.Если выбрали вторую тему. Предлагается упражнение «Семья криворотых». Повторяется фраза по-разному «Давайте задуем свечу. Не получается»

3. Если выбрали третью тему, выполняют упражнение «Уметь быть разным». Произносят фразу «сегодня хороший день» разными интонациями от лица разных животных.

Вывод

После таких упражнений вы становитесь более раскрепощенными, смелыми и позитивными, разогреваете мышцы лица, теперь вы готовы к новым испытаниям.

На доске начерчены круги с темами (шкалирование), учащиеся голосуют при помощи стикеров цветных.

Учащиеся смотрят видеосюжеты.

Выполняют «веселые» упражнения.

Оценивание учащихся

Самоконтроль

— Оцените свою сегодня работу. Кого мы выделим из самых активных учащихся?

Учащиеся высказывают мнение


Уметь оценивать себя и других объективно

Итог урока

Проводится рефлексия

— Ребята вам понравился урок? Поднимите смайлики: да – веселый, нет – грустный.

Ребятам предлагается анкета с вопросами (см. листок для учащихся)

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты, вопросы продублированы на слайде, показывают смайлики.

Личностные: принятие мысли о том, что правильная устная речь – это показатель культуры человека; появление желания умело пользоваться устными средствами выразительности языка.

Метапредметные:

уметь делать обобщение, выделить главное.

Предметные:

знать основные средства выразительности устной речи, понимать значимость изучения родного языка, осознать, что молодое поколение является носителем языка, и от них зависит его будущее.

Научить владеть средствами выразительности устной речи.

Домашнее задание

Дифференцированный подход

На выбор задание на слайде:

1. Подготовить небольшое сообщение в тетрадях о самых известных ораторах.

2. Дать письменный ответ на вопрос. Как вы понимаете высказывание В.Белинского: «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится…» Объем 40-50 слов.

3. Подготовить наизусть три скороговорки для быстрого произнесения.

Учащиеся выбирают задание на дом, записывают в тетрадь

Личностные:

Формируется стремление к познанию.

Предметные:

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения, развить умение строить высказывание на лингвистическую тему.

Метапредметные:

Ввести понятие «красноречие» (риторика)

Создать ситуацию выбора. Реально оценить свои возможности.

 

Индивидуальный листок учащегося

Фамилия, имя ____________________________________________________________

  1. Орфографический и пунктуационный практикум

Задание. Вставьте пропущенные буквы и запятые, устно объясните их постановку.

Инт..нация его гол..са постоянно м..нялась: то он гов..рил на высоких тонах то ни..ким баритоном то скорог..воркой, точно мелкие камешки с г..ры катят(ть)ся. Но всегда в двух-трех сл..вах ясно выр..зит то, что х..тел ск..зать. (По В. Тищенко)

  1. Материал для запоминания

Выразительность речи – это свойство не только письменной, но и устной речи. Важно уметь использовать богатство русского языка при создании высказываний, но не менее важно уметь эти высказывания выразительно произнести, то есть правильно и уместно использовать интонационные средства. 

Интонация передает смысловые и эмоциональные оттенки высказываний. Интонация складывается из движения голоса вверх или вниз (тона), его окраски (тембра голоса), силы (громкости) звучания, темпа речи (скорости произнесения), пауз между отрезками речи.

Логическое ударение – выделением голосом какого-либо слова, важного по смыслу с точки зрения говорящего.

  1. Упражнение. Задание. Посчитайте, сколько раз вы понижаете тон в строфе. Ручкой поставьте логическое ударение в каждой строке.

Русских слов глубокое теченье

Дарит силу песенной строке.

Ах, какое это наслажденье – 

Говорить на русском языке!

 

  1. Анкета для учащихся. Подведение итогов урока. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.

  2. Сегодня на уроке изучили тему: Средства выразительности устной речи

  3. На уроке я узнал(а) нового:_____________________________________

  4. У меня возникли трудности при выполнении (выбери букву, поставь напротив галочку):

А. Орфографического и пунктуационного практикума___

Б. Анализа стихотворения_____

В. Тренировочных «веселых» упражнений_____

Г. При выборе домашнего задания_______

  1. На каком уровне вы сейчас находитесь (выбери букву, поставь галочку):

А. Я не понял тему____

Б. Сомневаюсь, что хорошо знаю тему___

В. Я знаю хорошо тему

Г. Я знаю эту тему и смогу объяснить ее другому____

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!