Этапы урока | Виды и формы работы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Приветствует детей. Настраивает на активную работу. Произносит фразу с разными интонациями. — Здравствуйте, дети! Сегодня хороший день! Сегодня хороший день? Сегодня хороший день. — Ребята, почему одна и таже фраза звучит по-разному? — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Ответ учащихся: — Вы произнесли фразу с разной интонацией. — Разные эмоции о фразу вкладываете. — Об интонации, о речи,о голосе, о тоне. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Предметные: умение различать разные интонации речи. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Настроить на урок. Создать позитивное настроение. |
Интерактивная игра «Поделись позитивом» | — С каким настроением вы пришли на урок? — Те, у кого хорошее настроение, пусть поднимут веселые смайлики. — Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: улыбнитесь и пожмите руку, скажите доброе слово. | Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. |
Актуализация знаний | Объявление темы, целей урока | Учитель подводит учащихся к постановке темы урока, целей. — Вы сами назвали тему, но я ее конкретизирую, внимание на слайд «Средства выразительности устной речи». Запишите тему в тетрадь. — Какие цели мы сегодня перед собой поставим? | Учащиеся записывают тему в тетрадь, формулируют цели урока: — Научиться выразительно говорить. — Узнать, какие бывают средства выразительности устной речи? -На практике потренироваться красиво говорить, выполняя различные упражнения. | Личностные: проявлять старательность. Формируется стремление к познанию. Метапредметные: вести аккуратные записи в тетради. Учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы Предметные: Умение формулировать тему, цели и задачи | Воспитать аккуратность, развивать умение формулировать целеполагание, видеть конечный результат. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Практическая деятельность учащихся | Орфографический практикум | На слайде текст с заданием: вставить буквы и расставить запятые. И на отдельном листе для учащихся все продублировано (см.презентацию) | Выполняют письмо (на местах, потом один ученик комментирует правильность написания), остальные подчеркивают орфограммы (упр. на листах, см. приложение) | Личностные: контролируют свои действия. Метапредметные: развивают словарный запас, устную монологическую речь. Предметные: учатся видеть орфограммы. | Развить речь детей письменную и устную. |
Объяснение нового материала | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников. — О чем идет речь в предложении, над которым вы работали сейчас? — Почему так важна интонация в речи? — Из чего складывается интонация? Посмотрите еще раз на предложение. Добавлю: Тембр голоса, паузы, сила звучания. Внимание на слайд. На слайде даются определения: «интонация» и «выразительность речи», «логическое ударение». | Дают ответы на вопросы. — Об интонации человека. — Она передает настроение и эмоции человека. — Тон (высокий – низкий), темп речи (быстро-медленно). Учащиеся наблюдают, слушают и запоминают новый материал. Читают определения. | Предметные: Учатся правильно излагать свои мысли, работают над выразительностью речи. | Актуализировать знания детей о выразительности речи. |
Закрепление новой темы | Выразительное чтение стихотворения Ольги Анатольевны Александровой «Ах, какое это наслажденье – говорить на русском языке». Анализ лирического произведения | — Давайте понаблюдаем, какое воздействие оказывает правильно проинтонированное стихотворение. Организовывает анализ лирического произведения. Беседа с классом: — Как вы оцените выступление вашего одноклассника, выразите это аплодисментами, как в театре. -Чем гордиться автор этого стихотворения? — Какое название можно дать этому стихотворению? -Почему так важно знать родной язык? — Какие строки рассказывают об истории нашей страны? Прокомментируйте эти события? Что вам о них известно? — Какой человек мог написать эти строки? — Кто такой патриот? — Какие тропы вы здесь видите, приведите примеры. — Какие предложения передают эмоциональное напряжение? Какой знак препинания стоит в конце? | Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть. Ученики оценивают выступление. Проводят параллель с ранее изученным материалом. Отвечают на вопросы учителя. Хлопают в ладоши. — Гордиться тем, что говорит на русском языке. — Русская речь. — Знание языка – это путь к сохранению наших традиций, нашей истории. — День Победы, полет Гагарина, Москва – столица нашей страны. — Патриот. — Человек, который любит Отечество свое. — Метафора, олицетворение, эпитеты. — В конце стоит восклицательный знак. | Личностные: проводят оценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, учатся любить свою историю, гордиться страной своей. Предметные: повторяют тропы, исторические события нашей страны, разбирают понятие «патриотизм». Учатся ставить логическое ударение. Предметные: умело строить устное высказывание; развитие коммуникативной культуры; работа над техникой речи. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. Воспитать гармоничную личность, знающую свою историю и культуру. Умеют владеть артикуляционным аппаратом. |
Наблюдение над тоном речи | — Ребята, возьмем первую строфу. Она у вас на листах. — В русском языке для повествовательных предложений характерна интонация конца предложения – понижение тона. Посчитайте, сколько раз вы понижаете тон в этой строфе? — Расставьте логическое ударение в каждой строчке первой строфы | Ответы учащихся: — 3 раза понижение тона. Ребята выполняют задание на специальных листах, карандашом расставляют логическое ударение в строчках. |
Экспресс-шкала Упражнения на закрепление темы | — Ребята, сейчас вы сами обозначите направление нашего дальнейшего разговора. Проголосуйте с помощью стикеров, какая тема вам интересна (1.2.3) Вопросы на доске: 1. Как избавиться от волнения перед выступлением? 2. Как поддерживать голосовой аппарат в форме? 3. Как повысить выразительность речи? 1. Если выбрали первую тему. Слово учителя. Выразительная речь оказывает сильное влияние на слушателей, действует на разум и чувства. Когда человек волнуется, у него пересыхает все во рту, немеет язык. Чтобы это избежать, артикуляционный аппарат нужно разогреть. Первое, над чем нужно работать, это над дикцией. Прекрасной дикцией обладает ведущая Тина Канделаки. Внимание сюжет. — А вот еще одна героиня готовиться поступать в театральный институт, работает не только метлой, но и языком. Внимание сюжет. — Я вам предлагаю поработать над активностью губ, языка. Мышцы рта нужно держать в тонусе. Берем три слова БРАНДСПОЙТ, ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, ВСКЛОКОЧЕН. Произносим их по-очереди, зажав зубами пробку, маркер, грецкий орех. 2.Если выбрали вторую тему. Предлагается упражнение «Семья криворотых». Повторяется фраза по-разному «Давайте задуем свечу. Не получается» 3. Если выбрали третью тему, выполняют упражнение «Уметь быть разным». Произносят фразу «сегодня хороший день» разными интонациями от лица разных животных. Вывод: — После таких упражнений вы становитесь более раскрепощенными, смелыми и позитивными, разогреваете мышцы лица, теперь вы готовы к новым испытаниям. | На доске начерчены круги с темами (шкалирование), учащиеся голосуют при помощи стикеров цветных. Учащиеся смотрят видеосюжеты. Выполняют «веселые» упражнения. |
Оценивание учащихся | Самоконтроль | — Оцените свою сегодня работу. Кого мы выделим из самых активных учащихся? | Учащиеся высказывают мнение | | Уметь оценивать себя и других объективно |
Итог урока | Проводится рефлексия | — Ребята вам понравился урок? Поднимите смайлики: да – веселый, нет – грустный. Ребятам предлагается анкета с вопросами (см. листок для учащихся) | Учащиеся отвечают на вопросы анкеты, вопросы продублированы на слайде, показывают смайлики. | Личностные: принятие мысли о том, что правильная устная речь – это показатель культуры человека; появление желания умело пользоваться устными средствами выразительности языка. Метапредметные: уметь делать обобщение, выделить главное. Предметные: знать основные средства выразительности устной речи, понимать значимость изучения родного языка, осознать, что молодое поколение является носителем языка, и от них зависит его будущее. | Научить владеть средствами выразительности устной речи. |
Домашнее задание | Дифференцированный подход | На выбор задание на слайде: 1. Подготовить небольшое сообщение в тетрадях о самых известных ораторах. 2. Дать письменный ответ на вопрос. Как вы понимаете высказывание В.Белинского: «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится…» Объем 40-50 слов. 3. Подготовить наизусть три скороговорки для быстрого произнесения. | Учащиеся выбирают задание на дом, записывают в тетрадь | Личностные: Формируется стремление к познанию. Предметные: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения, развить умение строить высказывание на лингвистическую тему. Метапредметные: Ввести понятие «красноречие» (риторика) | Создать ситуацию выбора. Реально оценить свои возможности. |