ГЛАВА
«Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны»
Мы продолжаем изучать главу «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».
При изучении данной темы мы познакомились с ОМП.
Необходимо вспомнить основные поражающие факторы ЯО.
После ответов учащихся, проверка таблицы.
Поражающие факторы оружия массового поражения
Световое излучение
Химические отравляющие вещества
Проникающая радиация
Бактерии вирусы
Ударная волна
В условиях военного времени при применении оружия массового поражения возникают различные поражающие факторы, влияющие на организм человека.
(дети их перечисляют, а затем проверяют свои ответы на экране).
Радиоактивное загрязнение местности
Электромагнитный импульс
1
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ
ДЫХАНИЯ
Обращение учителя к учащимся: «Через какие органы человека все эти поражающие факторы могут проникнуть в организм ?».
Ответы детей – органы дыхания;
- слизистую оболочку;
- кожные покровы.
Путей проникновения поражающих факторов в организм человека много, но на уроке мы с вам и будем учиться защищать одну систему органов, посмотрите и скажите какую. Кто догадался?
Дети определяют тему урока, записывают её в тетрадь.
2
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ПРОТИВОГАЗЫ
РЕСПИРАТОРЫ
ПРОСТЕЙШИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
Внимание на экран. Нам необходимо заполнить данную схему. Для заполнения данной схемы вы можете воспользоваться подсказками в самой схеме, а также нам поможет наш учебник ОБЖ, с.86-97 (Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл.:учеб. Для общеобразовательных учреждений/М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
В течении 20 – 30 секунд полистайте страницы учебника и обратите внимание на заголовки.
Скажите какие средства индивидуальной защиты органов дыхания можно записать в нашу таблицу?
Ответы учащихся: противогазы; респираторы; простейшие индивидуальные средства защиты (противопыльная тканевая маска, ватно-марлевая повязка).
После ответов учащихся, проверка на экране.
В течении одной минуты дети стараются запомнить данную таблицу, а затем по памяти воспроизводят её в своих тетрадях.
Первый заполнивший таблицу получает «премиальные» баллы, за правильный ответ.
Затем проверяем все вместе с экрана. (Один проговаривает , остальные сверяют свои записи в тетрадях).
ЗАЩИТНЫЕ МАСКИ
ВАТНО-МАРЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ
3
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ПРОТИВОГАЗЫ
РЕСПИРАТОРЫ
ПРОСТЕЙШИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
Проверка заполненной таблицы.
ВАТНО-МАРЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ
ЗАЩИТНЫЕ МАСКИ
4
ВИДЫ ПРОТИВОГАЗОВ
изолирующие
фильтрующие
Дыхание смесью кислорода
Дыхание очищенным воздухом
Наиболее подробно знакомиться со средствами индивидуальной защиты органов дыхания мы с вами начнём с противогазов.
Какие виды противогазов вы знаете? Ответ на этот вопрос вы можете найти в нашем учебнике на с. 86.
Ответы детей ( фильтрующие, изолирующие) – просмотр на экране.
Скажите, чем дышит человек в каждом из этих противогазов.
Ответы детей. Проверка на экране своих ответов.
ШМП
ИП-4М
5
Строение противогаза
Шлем маска
Фильтрующая поглощающая коробка
А теперь мы с вами выясним из чего состоит противогаз?
Рассказ и показ слайдов учителем.
Сумка
ГП7
7
Определение размера маски
Измерить голову по замкнутой линии , проходящей через макушку, щёки и подбородок.
Результат измерений
Размер
До 63,0 см
0
63,5 – 65,5 см
66,0 – 68,0 см
1
2
68,5 – 70,5 см
3
71,0 см и больше
4
Фильтрующая поглощающая коробка
Используя данную таблицу и «сантиметр» швеи необходимо самостоятельно определить размер противогаза. (В учебнике с. 87). Затем дети выбирают противогаз для себя на отдельно стоящем столе.
Работая с учебником ОБЖ (с.88 – 89), дети знакомятся с правилами и порядком одевания противогаза ГП -5.
Один из детей перед классом, после демонстрации учителем, «пошагово» надевает противогаз:
- Противогаз переводится в положение «наготове». Задержать дыхание, закрыть глаза.
- Снять головной убор.
- Вынуть шлем-маску из противогазовой сумки.
- Подвести шлем-маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть её на голову.
- Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
- Надеть головной убор.
Работа в группах по отработке навыков одевания противогаза ГП-5.
8
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ПРОТИВОГАЗЫ
РЕСПИРАТОРЫ
ПРОСТЕЙШИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
Как вы считаете какие из этих средств индивидуальной защиты органов дыхания являются наиболее надежными? Почему?
ВАТНО-МАРЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ
ЗАЩИТНЫЕ МАСКИ
9
Р-2
ШБ-1
РЕСПИРАТОРЫ
А теперь мы с вами разберёмся с респираторами. посмотрите на их изображения на экране и ответьте на вопросы:
1.Что общего у всех респираторов.
2. В чём их отличие от противогаза.
N 95
N 95
РПГ-67
10
РЕСПИРАТОРЫ
противопылевые
противогазовые
3.Как можно классифицировать респираторы по назначению.
Ответ на этот опрос вы сможете найти в учебнике на с. 94 и записать его в свои тетради в виде схемы.
Для закрепления: определите какой из видов респираторов вы будете использовать при ремонте своей квартиры, при снятии штукатурки?
газопылезащитные
бактерии
бактерии
вирусы
Почему эти люди в масках?
От чего защищает тканевая маска?
вирусы
Защитная маска
Как вы считаете почему в мире в современных условиях можно встретить такие защитные маски у людей?
О т чего защищает ватно-марлевая повязка?
Действительно ли эта маска защитит нас от вирусов и бактерий?
В осенне-зимний период возникает «дефицит» подобных масок, возможно ли самим сделать такие маски?
11
Как изготовить ватно-марлевую повязку?
Посмотрите на способы изготовления ватно-марлевой повязки и ответьте на вопросы:
1.Сложно ли сделать ватно-марлевую повязку своими руками?
2. «Затратно» ли её изготовление в сравнении с готовой из аптеки?
3. Каков срок эксплуатации такой повязки.
Практическое изготовление ватно-марлевой повязки своими руками в классе.
12
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ПРОТИВОГАЗЫ
РЕСПИРАТОРЫ
ПРОСТЕЙШИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
ВАТНО-МАРЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ
ЗАЩИТНЫЕ МАСКИ
14
Выберите верные утверждения
Изолирующий противогаз позволяет дышать очищенным воздухом.
Респиратор защитит вас от гриппа.
Можно пользоваться влажным респиратором.
Проверка полученных знаний о средствах защиты оргаов дыхания.
Необходимо ответить в тетради: «да» или «нет».
Средства защиты органов дыхания нужно держать исправными и готовыми к использоанию.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
с.85 - 98
ИЗГОТОВИТЬ ВАТНО-МАРЛЕВУЮ ПОВЯЗКУ.
15
Будьте здоровы!!!
Умейте защитить
Себя
и своих близких.
16