СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Срезы по этическим понятиям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Срезы по этическим понятиям»

1). Интерактивная беседа «Свои и чужие»

Я хочу вам рассказать об одном трагическом случае, который произошел в наше время. Об этой истории писали многие российские газеты.

.. .9-го мая по центральной улице Москвы шел фронтовик. Он шел с достоинством, неспешно, как и подобает победителю. На его груди отливали золотом и серебром ордена и медали.

Навстречу ему шла группа подростков. Посмеиваясь и толкаясь, они окружили ветерана, атаковали его ехидными вопросами: «Что, дед, иконостас развесил?! Какой ты победитель? Завалили Европу трупами - разве это победа? Да если б не вы, жили бы мы сейчас в бо­гатой Германии!» Вдоволь натешившись, подростки исчезли так же быстро, как и появились. А фронтовик спустился в метро и бросился под колеса поезда...

Как вам кажется, почему вдруг подростки придрались к ветерану?

Как вы думаете, почему эти подростки так рассуждали?

Если бы вы были судьями, как бы вы назвали то, что сделали эти подростки?

Как вы относитесь к выбору ветерана? Что вообще он мог сделать?



2) Подобрать пары слов, противоположных по значению.

УМЕРЕННОСТЬ ГНЕВ

КРОТОСТЬ ИЗЛИШЕСТВО

СМИРЕНИЕ ТЩЕСЛАВИЕ

ВЕЛИКОДУШИЕ- БЕЗДЕЛЬЕ,

ДОВЕРЧИВОСТЬ- ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ- ЗАВИСТЬ

ЛЮБОВЬ- ЛОЖЬ

ВЕРНОСТЬ БЕСЧЕСТЬЕ ДОБРО ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ПРАВДА НЕНАВИСТЬ

3) Назовите понятия, отвечающие данным определениям

- Чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро» (БЛАГОДАРНОСТЬ)

- Праздное времяпрепровождение, отсутствие интереса к полезному и регулярному труду, занятиям; бездельник, лентяй, белоручка, праздный, ленивый (Безделье)

 – Неспособность к состраданию и жалости; бессердечный, беспощадный, немилосердный; «каменное сердце» ( Безжалостность)

– Добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник. ( Бескорыстный)

– Проявление учтивости и уважения в обращении с людьми; внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположно грубости, хамству, высокомерию и пренебрежительности (Вежливость)

-Стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. ( Верность)

– Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; спесивость, кичливость, заносчивость, себялюбие, надменность, гордыня. ( Высокомерие)

– Неуважительное отношение к людям; откровенная недоброжелательность; неумение сдерживать раздражение; оскорбление достоинства других, развязность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ. (Грубость)

- Внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым. (Забота)

– Добродушие, миролюбие, покорность, смирение, терпеливость; кроткий человек уступчив, скромен, послушен, безотказен и добр. (Кротость)

- Использование в разговоре ругательных и грубых слов. (Сквернословие)



4) Вспомните пословицы и поговорки, в которых идет речь об этических словах

"Не плюй в колодец, когда-нибудь придётся водицы напиться".

Без худа добра не бывает.

Мир не без добрых людей.

Правда глаза колет.

Правда дороже золота.

Врет и не краснеет.

Врет, как сивый мерин.



5) Прочитайте притчи. Какую тему объединяют 3 притчи? Чему они учат?

Притча “Яма”

1. “Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.



2. Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию. –«Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить». Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его: -«Слушай, а давай так – построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!» Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки... Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал: «Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу». Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...



3.… Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, — остановил его Учитель, — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, — в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?



6) Какие значения обретают выделенные слова в данных строчках

То коли ты пойдешь на добрые дела,

Тебе дам благословение великое.

Я приехал о длеле о добром к тебе,

О добром-то деле – о сватонье



Ко ласкову князю Владимеру.

В добром здоровье их бог перенес.



Сели оне на добрых коней

И поехали все ко городу ко Киеву



Подарки принял от них,

Чести не воздал им.



И понесли оне честны подарки

Злата-серебра и скатнова земчуга.



Нечестно за столом сидит,

Нечестно хлеба с солью есть.



А мы тебе челобитье несем

От гостья богатова.



Князя не ослушался,

Стал служить верою и правдою.



И зачали дратися боем-то смертным,

Что дракою некорыстною.



У Алеши вежство нерожденое,

Он стал с каликами вздорити.



Он здравствует, царь-государь,

В той Золотой орде.