СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к статье "Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы»

          СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  2016 Г.

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2016 Г.

ЧТО ТАКОЕ СРЕДСТВО? «СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРЕДНАЗНАЧАЮЩИЕСЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ВЫПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ; ПРЕДМЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТСЯ ВОСПИТАННИКИ: ТРУД, ИГРА, УЧЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ПОЗНАНИЕ» (Г.М. КОДЖАСПИРОВА, А.Ю. КОДЖАСПИРОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»)

ЧТО ТАКОЕ СРЕДСТВО?

«СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРЕДНАЗНАЧАЮЩИЕСЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ВЫПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ; ПРЕДМЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТСЯ ВОСПИТАННИКИ: ТРУД, ИГРА, УЧЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ПОЗНАНИЕ»

(Г.М. КОДЖАСПИРОВА, А.Ю. КОДЖАСПИРОВ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ОСВОЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА БАЗЕ ОДНОГО, НЕСКОЛЬКИХ ИЛИ ВСЕХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНИМЫЕ КАК В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТАК И В РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ  ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШАЯ, ЧЕМ У МНОГИХ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ, ИХ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -

ОСВОЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА БАЗЕ ОДНОГО, НЕСКОЛЬКИХ ИЛИ ВСЕХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНИМЫЕ КАК В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТАК И В РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШАЯ, ЧЕМ У МНОГИХ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ, ИХ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Работа со справочной литературой

Работа со справочной литературой

ГРУППИРОВКА ЗАДАНИЕ. СГРУППИРУЙТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ. ПРЕДЛОЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ГРУППИРОВКИ. ДЯДЯ, ЗЕВАКА, ПРАДЕДУШКА, ТЕТЯ, НЕДОУЧКА, ПЛАКСА, ПРАБАБУШКА, СЛАСТЕНА, СТАРУШКА, ЗУБРИЛА.

ГРУППИРОВКА

  • ЗАДАНИЕ. СГРУППИРУЙТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ. ПРЕДЛОЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ГРУППИРОВКИ.

ДЯДЯ, ЗЕВАКА, ПРАДЕДУШКА, ТЕТЯ, НЕДОУЧКА, ПЛАКСА, ПРАБАБУШКА, СЛАСТЕНА, СТАРУШКА, ЗУБРИЛА.

 В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ СЛОВА ГРУППИРУЮТСЯ: ПО НАЛИЧИЮ ЗВОНКИХ, ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА; ПО РОДАМ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА, МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО); ПО НАЛИЧИЮ ОРФОГРАММ; ПО КОЛИЧЕСТВУ СЛОГОВ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ СЛОВА ГРУППИРУЮТСЯ:

  • ПО НАЛИЧИЮ ЗВОНКИХ, ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА;
  • ПО РОДАМ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА, МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО);
  • ПО НАЛИЧИЮ ОРФОГРАММ;
  • ПО КОЛИЧЕСТВУ СЛОГОВ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФ-СХЕМЫ ТЕЗИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЕ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
  • СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФ-СХЕМЫ
  • ТЕЗИРОВАНИЕ
  • СОСТАВЛЕНИЕ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ
  • КОММЕНТИРОВАНИЕ
  • ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
  • ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ
  • СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Проблемные ситуации Средства формирования  УУД прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Прогнозирование

Проблемные ситуации

Средства

формирования

УУД

прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

Прогнозирование

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ» СОЗДАЕТСЯ ТАКОЙ КЛАСТЕР:                Портрет  Отношение к Татьяне Герасим  Описание каморки  Отношение с дворовыми  Отношение к Муму Отношение к барыне

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

  • НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ» СОЗДАЕТСЯ ТАКОЙ КЛАСТЕР:

   

 

 

 

 

 

Портрет

Отношение к Татьяне

Герасим

Описание каморки

Отношение с дворовыми

Отношение к Муму

Отношение к барыне

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? РОМАШКА БЛУМА

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

РОМАШКА БЛУМА

КУБИК БЛУМА ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ   ПРЕДЛОЖИ СВОЁ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА   НАЗОВИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ   ПРИДУМАЙ ДРУГОЙ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ   ПОЧЕМУ АВТОР НАПИСАЛ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ   ОБЪЯСНИ ПОЧЕМУ ГЕРОЙ ЗАПОМНИЛ ЭТОТ СЛУЧАЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ   ПОДЕЛИСЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ ОТ ПРОЧИТАННОГО РАССКАЗА

КУБИК БЛУМА

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ПРЕДЛОЖИ СВОЁ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА НАЗОВИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПРИДУМАЙ ДРУГОЙ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПОЧЕМУ АВТОР НАПИСАЛ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБЪЯСНИ ПОЧЕМУ ГЕРОЙ ЗАПОМНИЛ ЭТОТ СЛУЧАЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ ПОДЕЛИСЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ ОТ ПРОЧИТАННОГО РАССКАЗА

«Письмо с дырками» Текст–это связанное … на определённую… . В большинстве случаев текст состоит из нескольких…, связанных между собой…и посвящённых одной… .  Основные признаки текста. 1. Единство…текста. 2. Наличие…мысли текста. 3. Относительная…текста. 4. Определённый…предложений. 5. …связь предложений в тексте.

«Письмо с дырками»

Текст–это связанное … на определённую… . В большинстве случаев текст состоит из нескольких…, связанных между собой…и посвящённых одной… .

Основные признаки текста.

1. Единство…текста.

2. Наличие…мысли текста.

3. Относительная…текста.

4. Определённый…предложений.

5. …связь предложений в тексте.

ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ   ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

ИНСЕРТ   (УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ)  • «V» – УЖЕ ЗНАЛ   • «+» – НОВОЕ   • «-» – ДУМАЛ ИНАЧЕ   • «?» – НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОСЫ

ИНСЕРТ (УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ)

• «V» – УЖЕ ЗНАЛ  • «+» – НОВОЕ  • «-» – ДУМАЛ ИНАЧЕ  • «?» – НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОСЫ

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ  1) ПОЧЕМУ ГЛАГОЛ СКАЗАТЬ В ОДНОМ СЛУЧАЕ ПИШЕТСЯ СКАЖЕТЕ, А В ДРУГОМ СКАЖИТЕ?  2) СКАЗАТЬ – I СПРЯЖЕНИЯ  3) СКАЖЕТЕ – БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ  4) СКАЖИТЕ – ПРИКАЗ, ПРОСЬБА  5) ОПРЕДЕЛИТЬ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ ФОРМ ГЛАГОЛА:  СКАЖ- И - ТЕ СКАЖ –´ - ЕТЕ

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1) ПОЧЕМУ ГЛАГОЛ СКАЗАТЬ В ОДНОМ СЛУЧАЕ ПИШЕТСЯ СКАЖЕТЕ, А В ДРУГОМ СКАЖИТЕ?

2) СКАЗАТЬ – I СПРЯЖЕНИЯ

3) СКАЖЕТЕ – БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

4) СКАЖИТЕ – ПРИКАЗ, ПРОСЬБА

5) ОПРЕДЕЛИТЬ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ ФОРМ ГЛАГОЛА:

СКАЖ- И - ТЕ

  • СКАЖ –´ - ЕТЕ

СИНКВЕЙН (ПЯТЬ СТРОК)  ПРОАНАЛИЗИРОВАВ ОБРАЗ ГЕРАСИМА, ПЯТИКЛАССНИКИ МОГУТ СОСТАВИТЬ ТАКОЙ СИНКВЕЙН: ГЕРАСИМ ТРУДОЛЮБИВЫЙ, НЕСЧАСТНЫЙ ЗАБОТИТСЯ, ЛЮБИТ, РАБОТАЕТ НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ИЗ-ЗА ЖЕСТОКОСТИ ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕК

СИНКВЕЙН (ПЯТЬ СТРОК)

ПРОАНАЛИЗИРОВАВ ОБРАЗ ГЕРАСИМА, ПЯТИКЛАССНИКИ МОГУТ СОСТАВИТЬ ТАКОЙ СИНКВЕЙН:

  • ГЕРАСИМ
  • ТРУДОЛЮБИВЫЙ, НЕСЧАСТНЫЙ
  • ЗАБОТИТСЯ, ЛЮБИТ, РАБОТАЕТ
  • НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ИЗ-ЗА ЖЕСТОКОСТИ ЛЮДЕЙ
  • ЧЕЛОВЕК

Интеграция вышеназванных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся,    повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.

Интеграция вышеназванных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся,    повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.