Совершенствование техники перемещения баскетболистов 14-15 лет на этапе спортивной тренировки
Актуальность. Основным направлением развития и совершенствования современного баскетбола остается активизация игровых действий спортсменов и команды в целом за счет значительного повышения эффективности перемещений и реализации технических приемов.
Несомненно, основу техники баскетбола составляют передвижения, которые являются частью целостной системы действия, направленной на решение атакующих задач.
Для перемещения по площадке баскетболист выполняет ходьбу, бег с изменением направления и скорости, прыжки, остановки, повороты на месте и в движении. Эти приемы передвижений помогают игроку правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приёмов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдении равновесия зависит эффективность технических приёмов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке.
Умение юного спортсмена правильно выбрать и выполнить наиболее эффективный способ передвижения в баскетболе имеет важное значение. Это обусловлено размерами игровой площадки, правилами игры и сформировавшимися на основе этого особенностями двигательной деятельности баскетболистов. На протяжении игры спортсмены перемещаются, изменяя скорость и направление движения, освобождаются от опеки защитника с целью отдать передачу или, наоборот, получить мяч, используя при этом разновидности бега и повороты. Кроме того, в борьбе за мяч на щите, спортсмену приходится максимально проявлять скоростные и скоростно-силовые качества в прыжках и рывках. Дистанция стартов и ускорений игроков может быть от 5 до 25 метров, а такие ускорения выполняют игроки всех линий, как защитники, так и нападающие. К сожалению, большой проблемой при подготовке юных баскетболистов можно считать то, что тренерами зачастую напрасно недооценивается раздел техники перемещений в баскетболе, поскольку среди специалистов сложилось мнение, что игрок в процессе многолетней спортивной подготовки сам научится правильным и быстрым передвижениям [1, 2].
Разбор специальной литературы и данных исследований, проводимых c участием юных баскетболистов, выявил, что в подростковом возрасте 14-15 лет наблюдаются положительные предпосылки для совершенствования техники передвижений. Этот возраст является наиболее продуктивным для совершенствования техники перемещений юных спортсменов, поскольку дети уже освоили основной объем приобретённых двигательных навыков и умеют программировать новые движения. Этап спортивной тренировки юного спортсмена является самым важным с точки зрения подготовки будущего мастера – баскетболиста, так как предпосылки, создаваемые возрастно-половым развитием, представляют широкие возможности для формирования двигательных умений, становления навыков, проявления индивидуальных наклонностей и способностей.
Возраст 14-15 лет в подготовке баскетболистов наиболее благоприятный для формирования технико-тактического фундамента, основу которого составляют перемещения, быстрота и грамотность их выполнения [4].
Перед тренером стоят задачи, позволяющие вести работу более разнообразно, с применением более сложных упражнений, в большем объеме и с большей интенсивностью, а также с применением средств из других видов спорта для формирования высокого уровня специальной подготовленности.
Успешность действий игроков в нападении и в защите сильно зависит от характера и проявления быстроты игровых перемещений. Доказано, что даже незначительное преимущество в быстроте перемещений в случившейся игровой ситуации создает оптимальные условия для результативных действий в атаке и защите. Это обуславливает тот факт, что основное внимание должно быть обращено на формирование специальных физических качеств быстроты и скоростно-силовых способностей, период работы над которыми в этом возрасте наиболее благоприятен.
Важное значение для проработки вопросов игровых перемещений в подготовке баскетболистов 14-15 лет на этапе спортивной тренировки имеют исследования, в которых изучалось соотношение различных форм проявления быстроты и скоростно-силовых способностей, таких, как время двигательной реакции, способность к максимально быстрому выполнению одиночного движения, способность выполнять движения с максимальной частотой, способность к быстрому началу движения, скорость выполнения целостного двигательного акта. Таким образом, быстрота игровых перемещений в баскетболе складывается из ряда относительно независимых величин, таких, как стартовая реакция, скорость начального движения (первый шаг), начальный стартовый разгон, дальнейший набор скорости, дистанционная скорость [3, 4] .
Приемы техники перемещений - стойку, ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты - лучше всего совершенствовать с помощью специальных упражнений. В ходе игрового состязания стойка баскетболиста претерпевает постоянные изменения, но в любом случае следует находиться на полусогнутых ногах. Во время учебно-тренировочных занятий, особенно на этапе спортивной тренировки, надо внимательно следить за правильным положением туловища игрока, его ног и своевременно исправлять ошибки, поскольку период совершенствования отдельных элементов игры предполагает использование игровых и соревновательных упражнений, выполняемых в быстром темпе, а порой и в изменяющихся условиях.
Передвижениям приставным шагом необходимо уделять как можно больше внимания и времени в тренировочном процессе, комбинируя их с продвижением лицом вперед, спиной вперед, боком, добавляя движения руками, имитирующими выбивание, вырывание мяча у соперника. В процессе выполнения таких упражнений одновременно решается задача подготовки активного защитника.
Существенную роль имеет совершенствование техники бега, поскольку игрок должен уметь бегать и лицом и спиной вперед, боком, приставным шагом, стараясь одновременно контролировать действия игроков своей команды и соперника. Главным условием совершенствование бега является его выполнение из разных положений: с места, с медленного шага, а также изменять дистанции для выполнения рывка. Важнейшим элементом будет стартовое ускорение, так называемый рывок, который позволяет игроку освободиться от опеки соперника, своевременно и незаметно для соперника выйти на свободное место для получения мяча, принять участие в быстрой контратаке.
Повороты выполняются игроками и на месте, и в движении, с мячом и без мяча, главной целью их использования является уход от соперника, сокрытие мяча. Упражнения на совершенствование поворотов включают в занятия с баскетболистами 14-15 лет в комбинациях с другими техническими приемами [2].
К сожалению, юные баскетболисты 14-15 лет недостаточно используют свои скоростные и скоростно-силовые данные при выполнении игровых передвижений
Совершенствование техники передвижений в подготовке спортсменов 14-15 лет возможно с использованием специальных тренировочных программ, что в значительной степени облегчает решение ряда задач подготовки баскетболистов. Данное обстоятельство позволяет экономить время для использования упражнений из других видов спорта [3].
В содержании одной из таких программ все упражнения распределены на специальные группы: упражнения на развитие скоростного потенциала и быстроты перемещений, упражнения на совершенствование защитных передвижений приставными шагами, а также упражнения на тренировку быстроты передвижений в выполнении атаки с мячом и без мяча.
Первая группа упражнений включает сочетание различных способов передвижений: лицом и спиной вперед, приставными шагами, скрестными шагами, бег с изменением направления. Каждый способ передвижения выполняется на определенной стороне баскетбольной площадки.
Вторая группа упражнений представляет выполнение скоростного бега по диагонали баскетбольной площадки спиной и лицом вперед, по границам окружностей игровой площадки спиной и лицом вперед. Важным условием выполнения этих упражнений является не снижать скорости при переходе от бега лицом вперед к бегу спиной вперед. Таким образом, создаются условия положительного переноса скоростных возможностей юных спортсменов на эффективное выполнение ими защитных передвижений. Характер передвижений при выполнении этих упражнений должен соответствовать способности достаточно полно использовать скоростной потенциал и быстро передвигаться спиной вперед. Время проведения упражнений должно составлять около 10 мин. В основном эта группа упражнений применяется в подготовке баскетболистов с игровым амплуа «защитник», что является актуальным, поскольку период тренировки в возрастной период 14-15 лет одной из главных задач ставит разделение спортсменов по игровым функциям.
Выполняя упражнения третьей группы, нападающий с помощью обманных движений делает попытку освободиться от опеки защитника, передвигающегося приставными шагам, перемещается, используя бег с изменением направления и быстрый прорыв. Основное внимание в этом упражнении обращается на совершенствование быстроты защитных передвижений приставными шагами. Кроме этого, использовались упражнения в совершенствовании защитных передвижений приставными шагами, только выполнялись они защитником в целях противодействия игроку, применяющему ведение мяча.
Наиболее оптимальным периодом проведения тренировочной программы совершенствования техники перемещений является начало тренировочного занятия после непродолжительной разминки.
За 3 месяца тренировочной работы по такой программе со спортсменами 14-15 летнего возраста скорость перемещений достоверно возрастает. В качестве фактов эффективности программы можно привести прирост скорости в беге спиной вперед на 6 м, результаты в котором улучшились на 5,1 % (р
Выводы. Таким образом, техника перемещений – фундамент освоения технических и тактических приемов игры в баскетбол, поэтому на этапе подготовки юных баскетболистов 14-15 лет, когда на фоне совершенствования уровня специальной физической подготовленности, начитается подготовка спортсменов по игровым амплуа, необходимо уделять особое внимание технике перемещений, а также скорости и качеству ее реализации. Для этого могут быть задействованы применяемые на практике средства баскетбола специальной направленности, включенные в комплексные тренировочные программы. Это, в свою очередь, сделает процесс совершенствования техники перемещений более эффективным.
Литература
1. Аруцев, А.А. Быстрота игровых перемещений юных баскетболистов и индивидуализация ее совершенствования путем внесения коррекций на основе экспересс- информации: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Аруцев. – М.: РГАФК, 2003. - 23 с.
2. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
4. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп, 2008. – 134 с