СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандартизация образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стандартизация образования»

Стандартизация образования Подготовила студентка УлГПУ Историко-филологического факультета Группы МПРЛ-20 Лушина Татьяна

Стандартизация образования

Подготовила студентка УлГПУ

Историко-филологического факультета

Группы МПРЛ-20

Лушина Татьяна

Назначение стандарта Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Назначение стандарта

  • Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.
Статус государственного стандарта общего образования – это высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.

Статус государственного стандарта общего образования

  • это высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.
Что есть стандарт стандарт — общественный договор, включающий баланс взаимо - обязательств и баланс требований. С принятием стандарта не только государство сможет требовать от обучающегося соответствующей подготовленности. Важно то, что обучающийся, его родители (законные представители), общественность вправе требовать от государства и школы выполнения взятых ими обязательств. Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации . Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности.

Что есть стандарт

  • стандарт — общественный договор, включающий баланс взаимо - обязательств и баланс требований. С принятием стандарта не только государство сможет требовать от обучающегося соответствующей подготовленности. Важно то, что обучающийся, его родители (законные представители), общественность вправе требовать от государства и школы выполнения взятых ими обязательств.
  • Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации . Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности.
Цель Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Цель

  • Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Функции стандарта

  • обеспечение права на полноценное образование , кото­рое заключается в обеспечении посредством стандарта гаран­тированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности про­должения образования;
  • обеспечение единства образовательного пространства страны , которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабили­зировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональ­ных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм. Реальные образовательные программы конкретного обра­зовательного учреждения по своему содержанию могут сущест­венно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализа­цию и достижение требований стандартов. Это позволяет обес­печить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при органи­зации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет ос­новой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.;

Функции стандарта

  • обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (пол­ного) общего, начального профессионального, среднего профес­сионального и высшего профессионального образования;
  • критериально-оценочную , которая проистекает из сущ­ности стандарта как ориентира, равняясь на который раз­вивается система образования. Отдельные компоненты систе­мы документов, обеспечивающих функционирование стан­дарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образователь­ных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образователь­ных учреждений, системы образования в целом;
  • повышение объективности оценивания , реализация ко­торой связана с возможностью коренной перестройки сущест­вующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измери­телей качества подготовки выпускников и эффективности дея­тельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Условия реализации доступность требований стандартов, соответствие их познавательным возможностям основной массы учащихся определённого возраста; различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению; ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки обучаемых; материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы.

Условия реализации

  • доступность требований стандартов, соответствие их познавательным возможностям основной массы учащихся определённого возраста;
  • различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению;
  • ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки обучаемых;
  • материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы.
Стандарты должны выступить: инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой; одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Стандарты должны выступить:

  • инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
  • средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
  • фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
  • одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Результат стандартизации Личностное развитие — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств. Социальное развитие — воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик. Общекультурное развитие — освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Интеллектуальное развитие — развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования. Коммуникативное развитие — формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Результат стандартизации

  • Личностное развитие — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.
  • Социальное развитие — воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
  • Общекультурное развитие — освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
  • Интеллектуальное развитие — развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.
  • Коммуникативное развитие — формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
На основе стандарта разрабатываются: примерных (базисных) учебных планов и программ;  технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;  положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;  экспертизы учебников для общеобразовательной школы;  методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;  контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;  подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

На основе стандарта разрабатываются:

  • примерных (базисных) учебных планов и программ;
  • технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
  • положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
  • экспертизы учебников для общеобразовательной школы;
  • методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
  • контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
  • подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом: Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся: Личностная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей. Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. Профессиональная успешность — развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом:

  • Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся:
  • Личностная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
  • Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
  • Профессиональная успешность — развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ — общественные запросы в области общего образования — интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие: Безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений. Свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор. Социальная справедливость — освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей. Благосостояние — активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Социальный заказ — общественные запросы в области общего образования — интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие:

  • Безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
  • Свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
  • Социальная справедливость — освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
  • Благосостояние — активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ — государственные запросы в области общего образования — представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов: Национальное единство и безопасность — формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Государственный заказ — государственные запросы в области общего образования — представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:

  • Национальное единство и безопасность — формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Приоритеты  Конкурентоспособность — фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования. последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности  образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса — учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Приоритеты

  • Конкурентоспособность — фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.
  • последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса — учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.
При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: содержание образования; детско-взрослая общность; статус учителя; инфраструктура обеспечения образовательной деятельности; культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе. Содержание и взаимодействие этих направлений мы рассматриваем в интегративном поле управления качеством образования.

При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

  • содержание образования;
  • детско-взрослая общность;
  • статус учителя;
  • инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;
  • культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе.
  • Содержание и взаимодействие этих направлений мы рассматриваем в интегративном поле управления качеством образования.
От знаний к компетенциям Переход на новый компетентностный стандарт в части образовательных результатов учащихся требует обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.

От знаний к компетенциям

  • Переход на новый компетентностный стандарт в части образовательных результатов учащихся требует обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.
Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как: российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации, современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых амбициозных задач.

Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:

  • российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
  • современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых амбициозных задач.
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов: переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы; переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.

Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:

  • переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
  • переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
  • переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
Требования к учителю Изменение государственного статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда. Дальнейшее использование механизма Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей. Новая система воспроизводства кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации), в том числе развитие и совершенствование системы целевой переподготовки специалистов, имеющих непедагогическое базовое образование. Усиление психолого-педагогической подготовки, повышение квалификации на базе образовательной практики ресурсных центров, образовательных учреждений, лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.

Требования к учителю

  • Изменение государственного статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда. Дальнейшее использование механизма Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей.
  • Новая система воспроизводства кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации), в том числе развитие и совершенствование системы целевой переподготовки специалистов, имеющих непедагогическое базовое образование. Усиление психолого-педагогической подготовки, повышение квалификации на базе образовательной практики ресурсных центров, образовательных учреждений, лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.
Требования к учителю Переход на новые профессиональные образовательные стандарты и двухуровневую систему подготовки учителя связан с необходимостью решения проблемы      поиска новых путей профессионально-педагогической ориентации выпускника бакалавриата (в  частности, предоставление бакалаврам возможности получить необходимую профессионально-педагогическую подготовку в течение года под руководством опытных педагогов-наставников в процессе практической работы в школе, прежде чем им будет дано право самостоятельно осуществлять свои профессиональные обязанности). Новая система подтверждения уровня профессионализма учителя и разработка профессионального стандарта его деятельности, включающего профессиональные педагогические компетентности, - как основа для обновления процедур аттестации педагогических и руководящих кадров.

Требования к учителю

  • Переход на новые профессиональные образовательные стандарты и двухуровневую систему подготовки учителя связан с необходимостью решения проблемы      поиска новых путей профессионально-педагогической ориентации выпускника бакалавриата (в  частности, предоставление бакалаврам возможности получить необходимую профессионально-педагогическую подготовку в течение года под руководством опытных педагогов-наставников в процессе практической работы в школе, прежде чем им будет дано право самостоятельно осуществлять свои профессиональные обязанности).
  • Новая система подтверждения уровня профессионализма учителя и разработка профессионального стандарта его деятельности, включающего профессиональные педагогические компетентности, - как основа для обновления процедур аттестации педагогических и руководящих кадров.
Выводы принципиальным отличием нового стандарта от существующего является то, что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не «вбивать» знания, а развивать личность. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта.

Выводы

  • принципиальным отличием нового стандарта от существующего является то, что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не «вбивать» знания, а развивать личность.
  • формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта.