СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандартизированная контрольная работа по литературному чтению 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст, по которому составлена контрольная работа, отражает НРЭО Южного Урала. Вопросы и задания к тексту относятся к содержательным линиям: "Литературоведческая пропедевтика" и "Виды речевой и читательской деятельности".

Просмотр содержимого документа
«Стандартизированная контрольная работа по литературному чтению 4 класс.»

Контрольная работа по литературному чтению 4 класс

Прочитайте текст.

Ю.Подкорытов

Каслинская шкатулка

Жила-была девочка. По имени Алёна, по отчеству Юрьевна. Так было записано в документе, а документ хранился в старинной каслинской шкатулке. Сразу видно, что шкатулку эту сработали искусные руки. Чугунный кружевной узор казался лёгким и прозрачным, а на верхней крышке было вот что: круг солнца, а под ним расцветал подснежник. Шкатулка уже много лет хранила семейные документы, разные памятные вещички и кое-какие секреты. Впрочем, так думала только Алёна Юрьевна, потому что взрослые ни под каким видом не разрешали заглянуть туда.
— Всему своё время...— так частенько говорил папа и ещё добавлял: — Надо было тебя, дочь моя, Варварой назвать. По старой русской пословице.
— Это по какой же?
— А такой: любопытной Варваре нос оторвали.

Эту неизвестную Алёне Юрьевне Варвару вспоминали в доме частенько. Видимо, у неё и в самом деле был слишком длинный нос. Но даже и знаменитая Варвара не сумела бы открыть шкатулку — мастер, большой выдумщик, приладил такой хитрый замочек, который подчинялся только взрослым. Ах, эти секреты! Они таинственно шуршали в шкатулке, мелодично звенели и, как казалось Алёне, тоже очень желали рассекретиться. Но — всему своё время. Итак, жила-была... Погодите, погодите — почему жила-была? Да она и сейчас живёт-поживает в большом голубом доме, что стоит на углу улицы Сталеваров и проспекта Металлургов. И учится в 3 "Д" классе средней школы на шоссе Доменщиков. Странно, что вы её не знаете! Алёна и её подружки — люди, известные среди дворников, служащих домоуправления, продавцов мороженого и газированной воды. Потому что все асфальтовые дорожки разрисованы цветными мелками; шумные игры устраиваются как раз под окнами домоуправления; Алёна и её подружки — постоянные покупательницы сладкого. Во все времена года. Что ещё рассказать об Алёне Юрьевне? Девочка она образованная и давным-давно решает задачи на сложение. К примеру — одну порцию шоколадного мороженого приплюсовать к сливочному. И прибавить стакан газированной воды с двойным сиропом. С пастой, зубной щёткой и мылом она дружна. А вот с большой расчёской не очень — расчёска больно дёргает за волосы. Зеркало Алёна Юрьевна совсем не любит. Такое неправдивое зеркало! Показывает всякий раз белобрысенькую девчонку, да ещё с веснушками. А вместо носа какую-то розоватую пуговицу.

Профессию себе Алёна Юрьевна выбрала окончательно и бесповоротно. 
Это дворник, доктор, повар, милиционер, гимнастка, космонавт.

Но больше всего любит Алёна Юрьевна рисовать цветными мелками,
карандашами, акварельными красками, фломастерами и просто шариковой ручкой.

Растёт Алёна Юрьевна в большой рабочей семье, которую взрослые часто называют мудрёным словом — династия. И это означает, что глава семьи — мастер-доменщик Иван Матвеевич Веснушкин, его сыновья и дочери, взрослые внуки и внучки работают на одном металлургическом заводе. Когда вся династия собирается вместе, в доме становится тесно и шумно. На стол подаются знаменитые уральские пельмени. А на кухне, ожидая своего часа, пыхтит старинный самовар.

Обычно к самовару выставляется варенье: вишнёвое, малиновое, клубничное, земляничное, смородиновое.

Понятно, что Алёна Юрьевна успевает попробовать все сорта. Да ещё маленький кусочек слоёного пирога, именуемого «Стёпкой-растрёпкой». За столом взрослые ведут непонятные разговоры. То и дело слышатся такие слова: домна, руда, чугун, мартен, конвертор. А чаще других — длинное-предлинное слово: ре-кон-струк-ция. Его всегда произносили так, что слово это хотелось написать непременно большими-пребольшими буквами. Алёна написала. И показала деду. Иван Матвеевич восхитился:
— Правильно, Алёна Юрьевна. Только маленькую поправочку надо. И дописал: "Даёшь реконструкцию!".
— Хорошее это слово — даёшь! Когда я был молодым, оно у нас на первом месте стояло. Даёшь Магнитку! Даёшь тракторный! Даёшь пятилетку! Слово это...
— ... волшебное?
— Во-во! Это ты в самую точку попала. Именно волшебное... Реконструкция-то что значит: скажут старенькой домне "спасибо" за службу, уберут с рабочего места, а на её фундаменте поставят новую печь. И начнёт эта новая домна выдавать чугун в огромном количестве. Больше чугуна — больше стали. А куда сталь идёт?

Алёна огляделась. И оказалось, что многие вещи дружат с металлом:
телевизор, пылесос, плита, стиральная машина, дверные замки, кастрюли,
ложки-поварёшки и даже — детские игрушки!

Так вот отчего днём и ночью громыхает огромный завод! По широким лентам стремительно проносятся огненные слитки. Металл становится станками, машинами. И жаркие его реки текут и текут... Алёна давно заметила — когда дед рассказывает о заводе, о домне, о металле, лицо его сразу молодеет. В голубых глазах прыгают искорки, а морщинки на лбу куда-то исчезают. Дед говорит о чугуне, словно о старом добром приятеле. Алёна даже представила: дед приходит в свой доменный цех и крепко жмёт горячую руку чугуна: — Как поживаешь, дружище?










Вопросы и задания к тексту:

1.Определи жанр и тему этого произведения. Отметь ответ 

 1) Бытовая сказка

      2) Рассказ о природе

     3) Рассказ о людях

2. К какому жанру устного народного творчества относится выражение: «Любопытной Варваре нос оторвали»? Отметьте правильный ответ 

 1) Загадка

 2) Скороговорка

 3) Пословица



3. Какое средство художественной выразительности использует автор, в выражении: «Чугунный кружевной узор…» Отметьте правильный ответ 

 1) Эпитет

 2) Сравнение

 3) Олицетворение



4. «Дед говорит о чугуне, словно о старом добром приятеле. Алёна даже представила: дед приходит в свой доменный цех и крепко жмёт горячую руку чугуна: — Как поживаешь, дружище?» Какое средство художественной выразительности использует автор, рассказывая о чугуне? Отметь правильный ответ 

 1) Эпитет

 2) Метафора

 3) Олицетворение



5. Какие же секреты могут храниться в каслинской шкатулке? Опиши её.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Как ты понимаешь слово "династия"?________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7. Многие вещи «дружат» с металлом. Найдите и выпишите из текста названия этих вещей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Определите тему пословицы: «Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто». Отметьте правильный ответ 

 1) О дружбе

 2) О Родине

 3) О человеке

 4) О труде


9. Какие непонятные слова слышала Алёна от взрослых, когда все собирались за столом? Выпиши их из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Опиши главную героиню рассказа - Алёну. «Нарисуй» её словесный портрет.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




































План стандартизированной контрольной работы

задания

Раздел программы (содержательная линия)

Проверяемый планируемый результат

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения

Максимальный балл

1

Литературоведческая пропедевтика

Различать произведения разных жанров

базовый

с выбором ответа


1

2

Литературоведческая пропедевтика

Различать жанры устного народного творчества

базовый

с выбором ответа


1

3

Литературоведческая пропедевтика

Различать средства художественной выразительности

базовый

с выбором ответа


1

4

Литературоведческая пропедевтика

Различать средства художественной выразительности

базовый

с выбором ответа


1

5

Виды речевой и читательской деятельности

Воспроизводить в воображении словесные художественные образы.

базовый

свободный ответ


2

6

Виды речевой и читательской деятельности

Объяснять значение слова с опорой на контекст.

базовый

свободный ответ


2

7

Виды речевой и читательской деятельности

Находить ответ в тексте.

базовый

выписать ответ из текста


2

8

Литературоведческая пропедевтика

Определять тему пословицы

повышенный

с выбором ответа


2

9

Виды речевой и читательской деятельности

Находить ответ в тексте.

повышенный

с выбором ответа



2

10

Виды речевой и читательской деятельности

Умение составлять характеристику персонажа, опираясь на содержание текста.

повышенный

развёрнутый ответ


2








40 мин

Общий балл

16



Инструкция по проверке и оценке работы

задания

Планируемый результат

Правильный ответ

Критерии оценивания /

Максимальный балл

1

Различать произведения разных жанров.

3

1

2

Различать жанры устного народного творчества.

3

1

3

Различать средства художественной выразительности.

1

1

4

Различать средства художественной выразительности.

3

1

5

Воспроизводить в воображении словесные художественные образы.

Свободный ответ

2

6

Объяснять значение слова с опорой на контекст.

Свободный ответ

2

7

Находить ответ в тексте.

Выписать из текста:

«…телевизор, пылесос, плита, стиральная машина, дверные замки, кастрюли, ложки - поварёшки и даже — детские игрушки!»

2

8

Определять тему пословицы.

4

2

9

Находить ответ в тексте.

домна, руда, чугун, мартен, конвертор, реконструкция.

2

10

Умение составлять характеристику персонажа, опираясь на содержание текста.

Развёрнутый ответ

2




16



Примерный вариант оценивания на основе «принципа сложения»

% выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-80

16-13

5

Повышенный

80-65

12-10

4

65-50

9-8

3

Базовый

Менее 50%

Менее 8

2

Недостаточный