СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление абсолютизма в европейских странах.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Становление абсолютизма в европейских странах.»

План урока

Группа №_____________

Дата__________________

Преподаватель: Абулашева С.А

Предмет: ИСТОРИЯ

Тема:  Становление абсолютизма в европейских странах


Цели занятия: Выявить характерные черты абсолютизма и предпосылки его возникновения в странах Западной Европы и охарактеризовать особенности абсолютизма в Англии, Франции и Испании.


Образовательная:

  •  сформировать знания о процессе и особенностях становления абсолютизма в европейских странах

  Развивающая:

  •  уметь характеризовать исторические явления в контексте, давать сравнительную оценку особенностей развития.

Воспитывающая:

  • развивать познавательный интерес к важнейшим событиям европейской цивилизации в XVI-XVII веках.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

План урока:


I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала

1.Что такое реформация?

2.Каковы причины реформации?

3.Расскажите о крестьянской войне в Германии?

4.Опишите ход религиозной войны во Франции. Каковы были их результаты?

III. Изложение нового программного материала


1.Абсолютизм во Франции

2.Абсолютизм в Испании.

3.Просвещенный абсолютизм


IV. Закрепление пройденного материала.

V. Подведение итогов урока.

1. Что такое абсолютизм? Почему он появился?

2. Почему Францию называют страной классического абсолютизма?

3. Каковы были особенности абсолютизма в Испании?

4. Как сложился и развивался абсолютизм в Англии?

5. Сравните абсолютизм во Франции, Испании, Англии. Назовите общие и отличительные черты в проведении политики абсолютизма

6. Что такое просвещенный абсолютизм? Чем он отличался от абсолютизма XVI — XVII вв.?


VI. Выдача задания на дом

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок________________________________________________________

Тема:  § 35. Становление абсолютизма в европейских странах. стр. 215

План:

  1. Абсолютизм во Франции

  2. Абсолютизм в Испании.

  3. Абсолютизм а Англии.

  4. Просвещенный абсолютизм.


Что такое абсолютизм. Абсолютизм пришел на смену сословно-представительной монархии, при которой правитель, принимая решения, учитывал мнения знати и представителей сословий.

Абсолютизмом называется форма правления, при которой власть принадлежит исключительно монарху.

В период становления абсолютизма в обществе возрастает заинтересованность в усилении верховной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпринимательские круги — гаранта стабильности и процветания. Сильная власть способствовала росту престижа государства в мире, в чем за­интересованы все ее жители.

1).Абсолютизм во Франции. Страной классического абсолютизма стала Франция. Основы абсолютизма во Франции были заложены в XV - XVI вв. Генеральные штаты в этот период почти не созывались, их заменили собрания назначенных королем лиц (нотабли). В распоряжении короля находились развитый государственный аппарат, с помощью которого велся сбор налогов, и большая армия.

Правда, в крупных городах Франции существовали парламенты, которые несколько стесняли власть короля. Особенно этим отличался парламент Парижа, в обязанности которого входило регистрировать королевские указы и высказывать о них свое мнение.

В XVII в., после окончания религиозных войн при короле Генрихе IV, абсолютизм во Франции утвердился окончательно. Одной из опор абсолютизма являлось стремление людей к миру, гарантия которого виделась в сильной королевской власти. Генрих IV подобрал талантливых помощников, одним из которых стал гугенот герцог Максимильен де Бетюн Сюлли. Ему удалось возродить экономику, создать крупные государственные мануфактуры, он же поощрял основание частных мануфактур.

В 1610 г. Генрих IV был убит католиком-фанатиком. Королем стал 9-летний сын Генриха Людовик XIII. Малолетством правителя воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в стране. Укрепление абсолютизма во Франции произошло в годы правления кардинала Ришелье (), первого министра Людовика XIII. В этот период была ликвидирована «гугенотская республика» на юге страны. Ришельё принял решительные меры для подчинения знати. Многие замки были снесены, запретили дуэли между дворянами.

В 1643 г. королем стал Людовик XIV, которому было пять лет. Он находился у власти до 1715 г., но до 1661 г. страной правил кардинал Мазарини, первый министр, продолживший политику Ришельё, направленную на укрепление абсолютизма. После упорной борьбы были подавлены выступления знати (фронда). При Мазарини значительно возросли налоги, укрепился государственный аппарат.

С 1661 г. Людовик XIV лично занимался вопросами внешней и внутренней политики. Его правление характеризуется многочисленными войнами, самая известная из которых Война за испанское наследство 1гг. Он покровительствовал наукам и искусствам, но в то же время жестоко преследовал свободомыслие. По преданию, однажды в ответ на заявление, что парижский парламент представляет государство, Людовик XIV - Король-Солнце - произнес свою знаменитую фразу: «Государство - это я».


2).Абсолютизм в Испании. В 1516 г. королем Испании стал Карл I, который унаследовал и владения Габсбургов в Германии. В 1519 г. он стал также и императором Священной Римской империи под именем Карл V. Под его властью оказались огромные земли, в том числе испанские владения в Америке. Говорили, что в империи Карла V никогда не заходит солнце. Сама Испания состояла из нескольких частей, которые и после объединения сохраняли автономию. Кастилия, Арагон, Каталония, Валенсия и Наварра имели свои сословно-представительные учреждения, своих вице-королей. Карл, стремясь создать всемирную империю, рассматривал Испанию как источник материальных и людских ресурсов для армии. При нем сильно возрос налоговый гнет. Однако его план создания мировой католической империи рухнул. В 1555 г. Карл V отказался от престола и передал Испанию вместе с Нидерландами своему сыну Филиппу II (1

При Филиппе II в Испании особенно ярко проявились черты абсолютизма, который имел здесь свои особенности, связанные с господством католичества. В стране свирепствовала инквизиция. Были приняты суровые меры против потомков мавров, принявших христианство (мориски). Результатом преследований морисков, выразившихся в массовых казнях и изгнаниях, стало ухудшение экономического положения.

Огромные доходы, шедшие из Америки, первоначально способствовали развитию экономики. Однако наличие сравнительно легко доставшегося богатства способствовало тому, что власть, в отличие от других государств, почти не заботилась об экономике страны. Постепенно экономика приходила в упадок. Испания стала первой жертвой революции цен - товары здесь резко подорожали. Развитие тормозили огромные налоги, раздутые привилегии знати, затраты на колонии, массовый отъезд в Америку наиболее активной части населения.

В первой половине XVI в. Испания считалась самой могучей военной державой, а испанские воины непобедимыми на поле боя. Однако при Филиппе II наметилось ослабление и в этой сфере. После присоединения в 1581 г. Португалии (где пресеклась правящая династия) Филипп II поставил перед собой задачу подчинить и Англию, на королеве которой - Марии Тюдор (Кровавой) - он был женат. Однако после смерти Марии в 1588 г. и прихода к власти королевы Елизаветы I началось военное противостояние между двумя державами. В 1588 г. с помощью огромного испанского флота («Непобедимая армада») Филипп II попытался высадить десант на берегах Англии. Но английский флот нанес испанцам поражение и не позволил им осуществить свой замысел. При отступлении «Непобедимой армады» назад буря уничтожила почти все оставшиеся испанские суда. Морское могущество Испании было подорвано.

Испания успешно воевала с турками-османами на Средиземном море и в Северной Африке, но особых выгод от своих побед здесь не получила. Бесполезным для упрочения позиций страны и затратным для казны оказалось вмешательство испанских войск в религиозные войны во Франции. Тяжелейший удар по могуществу Испании был нанесен в результате победы национально-освободительного движения в Нидерландах 


3).Абсолютизм в Англии. В XVI в. английские феодалы делились на старое и новое дворянство. Старое дворянство подучало со своих крестьян оброк или имело доход с должностей. Новое дворянство (джентри) быстро богатело.

Многие представители нового дворянства разводили в своих имениях овец, шерсть которых пользовалась большим спросом как сырье для производства тканей.


Под пастбища для овец джентри часто забирали крестьянские наделы. Крестьян сгоняли с земли, а образовавшиеся пастбища огораживали заборами. Это явление получило название огораживание. Всех протестующих безжалостно истребляли. Земля приносила большой доход, и состоятельные люди из числа горожан и зажиточных крестьян охотно ее приобретали, пополняя ряды дворянства.

С 1485 по 1603 г. Англией правила династия Тюдоров, с которой связано становление английского абсолютизма. Король Генрих VIII (1расправился с недовольной знатью. Эту политику продолжили его дочери - королевы Мария и Елизавета.

Одним из средств укрепления абсолютизма в Англии стала Реформация, осуществленная при Генрихе VIII. Были изменены некоторые религиозные обряды, главой Церкви вместо папы объявлялся король. Реформация сопровождалась закрытием всех монастырей, преследованием и массовым истреблением монахов. Церковные и монастырские земли отошли государству.

Реформация проводилась в условиях жестокого террора. От подданных требовали полного подчинения новой англиканской церкви. Отказ карался смертью. Так, жизнью поплатился лорд-канцлер короля, великий гуманист Томас Мор. Среди англичан было немало приверженцев еще более глубоких изменений религиозного учения на основе кальвинизма - пуритан. Попытка Марии Кровавой с помощью массового террора восстановить в стране католичество оказалась безуспешной.

При Тюдорах усилилось стремление к захвату колоний. Королева Елизавета I поощряла действия пиратов. Ее фаворит капитан Фрэнсис Дрейк с небольшой эскадрой совершил второе в истории человечества кругосветное плавание и ограбил в ходе его многие испанские колонии. Англичане наживались и на работорговле.

 

4).Просвещенный абсолютизм. Абсолютизм как форма правления продолжал существовать и в XVIII в. Подчиняясь требованиям времени, абсолютные монархи в ряде европейских стран стремились проводить преобразования, нацеленные на развитие экономики, улучшение управления государством, модернизацию армии, поддержку культуры. Они опирались на популярные тогда идеи, связанные с представлениям о решающей роли государственной власти в развитии общества. Позднее деятельность таких монархов получила название политики просвещенного абсолютизма. Наиболее известным воплощением этой политики стала деятельность правителей Пруссии и монархии Габсбургов.

Королевство Пруссия сложилось на рубеже XVII — XVIII вв. из объединенных под властью династии Гогенцоллернов северогерманских государственных образований Бранденбурга и Пруссии. В 1740 г. королем здесь стал Фридрих II Великий. Это был образованный человек, талантливый политик и полководец. Его отличали небывалый цинизм и прагматизм. Он покровительствовал торговле, промышленности, сельскому хозяйству (например, поощрял посадку картофеля), реформировал управление государством, судебную систему (отменил пытки, ввел равенство всех перед законом, провозгласил независимость суда). При Фридрихе II в результате войн территория Пруссии значительно выросла — и она стала одним из ведущих государств Европы.

Монархия Габсбургов представляла собой конгломерат территорий, в который входили Австрия, Чехия, Хорватия, отвоеванные у Османской империи Венгрия и некоторые южнославянские земли, Нидерланды, часть Италии. В исторической литературе монархию Габсбургов обычно называют Австрия. Императрица Мария Терезия (1740 —1780) провела в Австрии ряд реформ, нацеленных на укрепление государства и развитие экономики. С 1765 г. ее соправителем стал сын Иосиф II, также приверженец идей просвещенного абсолютизма. Им удалось добиться уменьшения влияний Церкви в стране, в пользу государства отошла часть монастырских земель. Иосиф II провозгласил равенство всех подданных, их право занимать любую государственную должность, отменил крепостное право, сохранявшееся в ряде регионов империи.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое абсолютизм? Почему он появился?

2. Почему Францию называют страной классического абсолютизма?

3. Каковы были особенности абсолютизма в Испании?

4. Как сложился и развивался абсолютизм в Англии?

5. Сравните абсолютизм во Франции, Испании, Англии. Назовите общие и отличительные черты в проведении политики абсолютизма

6. Что такое просвещенный абсолютизм? Чем он отличался от абсолютизма XVI — XVII вв.?

7. Назовите характерные черты абсолютизма. В чем причины перехода к абсолютизму в странах Западной Европы?