Урок № _________________ Дата_________________________ № урока____
Тема. Становление Древнерусского государства (1 часть)
Цели урока: сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей; продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника; способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Оборудование: учебник, карта «Киевская Русь в IX – XII веках».
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Изучение нового материала
1. Образование государства.
2. Захват Киева и путь «из варяг в греки».
3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вступительное слово учителя
Урок я начну словами «Повести временных лет»: «Откуда есть пошла
Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля
стала есть?». Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный
рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян
мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит
ответить на два других.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Образование государства.
Рассказ учителя
Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города, куда местные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.
Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так возникали княжения – территории, признающие власть того или иного князя, правителя города.
Князь правил при помощи дружинников. Сбор дани осуществлялся самим князем при помощи дружины. Поздней осенью князь объезжал подвластные ему земли, собирая дань и верша суд. Четко установленной нормы сдачи дани не было. Всю зиму князь проводил, объезжая земли и собирая дань. Летом же князь со своей дружиной обычно совершал военные походы, подчиняя славянские племена и воюя с соседями. Нередко купцы нанимали князей, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра, а на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.
2. Захват Киева и путь «из варяг в греки».
Работа с учебником (стр. 41)
Вопросы и задания
1. Кто являлся создателем Древнерусского государства: варяги или славяне?
2. Какой князь является основателем Древнерусского государства?
3. Какой город стал столицей государства?
4. Какой год является датой образования государства?
5. Почему главный торговый путь, проходивший по землям восточных славян, назывался «из варяг в греки»?
3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. Класс слушает детей, которым заранее было дано задание подготовить сообщение о князьях Игоре, Олеге, Ольге и Святославе и выполняют задания.
Задание
Слушая информацию о князьях заполните таблицу «Военные походы первых русских князей»:
Князь | Дата | Поход или реформа | Итог |
Олег | 907 г. | Поход на Византию | По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию |
Игорь | 941г. | Поход на Византию | Русское войско потерпело поражение |
| 944г. | Поход на Византию | Новый мирный договор, восстанавливающий мирные и союзные отношения между Русью и Византией. Византия по-прежнему выплачивала Руси дань и признала русское продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове |
Ольга | 945г. | Изменение порядка сбора дани | Были точно определены размеры дани- уроки и места сбора дани –погосты, куда ее должны были свозить. Она первой приняла христианство в 957 г. |
Святослав | 964-969гг. | Походы на восток. | Побеждены вятичи – восточнославянское племя, Волжская Булгария и Хазария. |
| 968-971гг. | Поход на юг – в Дунайскую Булгарию. | Булгария покорена. |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия «Незаконченное предложение»
Закончите следующие предложения:
сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог…
было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д.
Выставление оценок
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 5, стр. 39–43 (читать). Отвечать на вопросы стр. 48 устно.