Тема урока 5-6.
Становление и развитие академической системы художественного образования. Рисование как общеобразовательный предмет
Работу по систематизации обучения и воспитанию начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века.
С этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных
учебных заведениях.
Таблицы из пособия Карраччи
Ян Амо́с Комèнский (1592-1670 гг.) – чешский педагог-гуманист, основоположник педагогики
как самостоятельной дисциплины, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано Коменским в его «Великой дидактике».
Правда, он еще не решался включить рисование в курс
школьного обучения в качестве обязательного предмета.
Ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики.
Общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632-1704 гг.) .
Однако, он ограничился только общими рассуждениями о пользе обучения.
В 1735 году был издан на немецком и на русском языке учебник по рисованию
Иогана Даниэля Прейслера (1666-1737 гг.) «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству».
Обучение по системе Прейслера:
-начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел,
-после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры.
Как и большинство художников-педагогов, в основу обучения рисунку Прейслер положил геометрию и рисование с натуры.
Обстоятельно о рисовании как об
общеобразовательном предмете говорил
Французский философ энциклопедист Жак Жан Руссо (1712 - 1778 гг.).
Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры и что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы.
Так же большое значение Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832 гг.) придавал рисованию как общеобразовательному предмету.
По его мнению, особенно полезно рисование поэту: оно помогает шире и глубже познать мир, наблюдать его красоту.
«Рисование и изучение искусства приходят на помощь поэтическому творчеству.
писать вообще нужно мало, а рисовать необходимо много ».
Сам Гёте много рисовал, известно 2000 его рисунков и акварелей.
Максимилиан Волошин – поэт, философ, художник.
Только в начале XIX века рисование начинает входить в круг школьных занятий . Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827 гг.).
Рисование в школе рассматривает как общеобразовательный предмет.
Все знания, по его мнению, исходят из числа, формы и слова. Первым шагом к познанию служит созерцание.
Чтобы иметь возможность правильно мыслить , необходимо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение.
Сапожников Андрей Петрович (1795 - 1855 г.г.)
художник-любитель, действительный статский советник, отечественный педагог.
Система обучения Сапожникова:
-сначала изображение простейших геометрических фигур,
-затем – формы параллелепипеда, цилиндра конуса, криволинейных форм предметов.
Постепенно подводят ученика к рисованию более сложных объектов изображения.
Каждая задача обуславливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.
В конце 19 в. специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря:
-в одну группу объединились сторонники геометрального метода;
-в другую – натурального .
При геометральном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. По мнению приверженцев этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением.
Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе.
В дальнейшем (начало 20 в.) методика преподавания стала еще более искажаться.
Некоторые методисты умудрялись перевести геометральный метод на копировальный. Стали предлагаться методы обучения рисованию по клеткам.
Широкое распространение получило стигмографическое рисование , т. е. построение изображения по заранее расставленным точкам.
Все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода.