Становление индустриального общества
УРОК № 5. Художественные искания и литература 19 в.
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть основные направления литературы 19 в.: от романтизма к критическому реализму и натурализму
Развивающая: развивать кругозор, общие знания образованного человека
Воспитательная: воспитывать интерес к литературе 19 в., желание и стремление прочитать литературу этого периода и выработать к нему собственное отношение
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: репродуктивные, иллюстративно-репродуктивные, ч/п
Формы работы: рассказ учителя, беседа, работа с текстами литературных произведений, обсуждение мнений с элементами дискуссии
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Общая характеристика направлений литературы 19 в.
РОМАНТИЗМ – художественное направление в культуре кон. 18 – 1 пол. 19 вв. Возник в результате разочарования в идеалах просвещения.
Основные черты:
Утверждал неповторимость человеческой личности
Интерес к прошлому, его идеализация
Пытались проникнуть во внутренний мир человека
Романтики описывали мир прекрасной мечты.
Пример: Байрон
Строки, адресованные преподобному Дж. Т. Бичеру в ответ на его совет автору чаще посещать общество
Милый Бичер! Вы дали мне мудрый совет
Быть в общенье с людскою толпою.
Но мой ум с одиночеством свыкся... А свет
Презираю я всею душою...
Для чего же сходиться мне с модной толпой,
Преклонясь пред ее вожаками,
Славословить нелепость трусливой душой
И завязывать дружбу с глупцами?!
Испытал я и сладость и горечь любви,
Рано искренней дружбе поверил.
Обсуждают матроны порывы мои,
И узнал, что друг лицемерил.
Что богатство?! Оно уничтожится в день
По желанью тирана иль рока;
Что мне титул? — могущества лживая тень;
Только славы я жажду глубоко!
Чужд я лжи, не умею еще до сих пор
Правду я покрывать лаком моды,
Так зачем же терпеть ненавистный надзор
И на глупость растрачивать годы?
Байрон «О морском разбойнике»
На золотом песке они сидят,
Кинжалы точат, мечут банк, едят
И смотрят, взяв оружие свое,
На тусклое от крови лезвие.
Кто чинит лодку — руль или весло,
Кто бродит в думах, опустив чело;
Кто поусердней, ловит птиц в силки
Иль сушит сеть и правит поплавки;
Впиваясь взором в сумрак голубой,
Ждут дальних парусов, несущих бой;
Ведут делам давно минувшим счет,
Гадают, где-то их удача ждет...
«Где вождь? Есть новости издалека.
Свиданья радость будет коротка:
Чудесный миг уж скоро позади.
Скорей, Хуан, к вождю нас проводи!»...
К высокой башне, сумрачной во мгле,
Тропинкой, высеченною в скале,
Где вьется плющ, где дикие цветы
И где ключи, спадая с высоты.
Текут и плещут, как потоки слез,
И пять зовут, с утеса на утес
Они взбираются.
Кто, одинок,
Стоит меж скал и смотрит на восток,
На меч опершись сильною рукой,
Отринувшей утехи и покой?..
Поступками на демона похож,
Герой преданий был лицом хорош.'..
Лицо обветрено, на белый лоб
Густых кудрей спадает черный сноп,
Надменные мечтанья гордый рот,
Обуздывая, все же выдает.
Хоть ровен голос и спокоен вид,
Но что-то есть, что он в себе таит;
Изменчивость подвижного лица
Порой влечет, смущает без конца,
И кажется, что прячется под ней
Игра глухих, но яростных страстей.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в.
Основные черты:
Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;
Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом
Человек рассматривается как порождение общества.
Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.
Пример: Оноре де Бальзак «Гобсек»
«Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью — пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Мет-су. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная с зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, — совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском. Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, она мгновенно остановится и замрет; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал напрягать голос. По примеру Фонтенеля он берег жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных часах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди — человеческим сердцем. Если он был доволен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости, — право, невозможно изобразить иными словами его усмешку, игру лицевых мускулов, выражающую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный смех Кожаного Чулка. Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность.»
НАТУРАЛИЗМ – появляется во 2 пол. 19 в.
Основные черты:
Обличение общественной системы в целом
Показывают уродливые стороны жизни, жизнь «людей дна». Выставляют на обозрение неприглядную изнанку жизни
Особое внимание к мелочам, деталям, окружающим героя.
Пытаются выявить законы развития общества.
Пример: Эмиль Золя
Страстное желание исследовать французское общество времен Второй империи подтолкнуло писателя к созданию грандиозной семейной хроники. Действие двадцати романов, составляющих серию «Ругон-Маккары», разворачивается на железной дороге и бирже, в шахтерском поселке, модном парижском магазине «Дамское счастье» и даже на знаменитом рынке «чрево Парижа».
Как и Бальзак в «Человеческой комедии», Золя показывает жизнь представителей всех слоев общества. В центре повествования — дети и внуки Аделаиды Фук, жительницы маленького провинциального городка Плассана (мальчиком Золя сам жил в таком же захолустье). Отсюда начнется восхождение одних к вершинам богатства и славы и падение других на самое дно.
Потомки брака Аделаиды Фук с расчетливым и прижимистым крестьянином — Ругоны унаследовали жадность, хитрость и деловую хватку отца. С помощью финансовых авантюр, подкупа, а то и прямого обмана они завоюют Плассан, потом покорят Париж, проникнут в великосветские салоны, добьются наград и высоких государственных чинов. Потомок лавочника Эжен Ругон станет министром. Блестящая карьера Ругонов проходит на фоне безудержного обогащения «хозяев» Франции, чудовищных спекуляций, всеобщей беспринципности, разврата и продажности.
Разбогатевшие Ругоны не хотят и слышать о своих родственниках-неудачниках Маккарах. В крови у потомков бродяги и контрабандиста Маккара — несдержанность, лень, страсть к бродяжничеству. Крахом кончается все, за что бы они ни брались. Жизнь Маккаров проходит в полуподвалах и на чердаках.
С жестокой откровенностью повествует Золя о быте шахтеров небольшого поселка (роман «Жерминаль»). Шахта, как страшный фантастический зверь, высасывает из людей жизненные силы, лишает их воли, превращает в примитивное орудие добычи угля. А когда людское терпение истощается, происходит отчаянный и страшный бунт.
Закрепление.
Определите, к какому направлению можно отнести следующие отрывки:
1) «Хочу я быть ребенком вольным...» - романтизм
О! Я не стар! Но мир, бесспорно, "
Был сотворен не для меня!
Зачем же скрыты тенью черной
Приметы рокового дня?
Мне прежде снился сон прекрасный,
Виденье дивной красоты...
Действительность! Ты речью властной
Разогнала мои мечты.
Кто был мой друг — в краю далеком,
Кого любил — тех нет со мной.
Уныло в сердце одиноком,
Когда надежд исчезнет рой!
Порой над чашами веселья
Забудусь я на краткий срок...
Но что мгновенный бред похмелья!
Я сердцем, сердцем одинок!..
2)
(БАЛЬЗАК)
Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью. Он знал господина де Лапли, адмирала Симеза, господина де Кергаруэта и д'Эстена, Баий де Сюфрена, господина де Портандюэра, лорда Корнуэлса, лорда Хастингса, отца Типпо-Саиба и самого Типпо-Саиба. С ним вел дела тот савояр, что служил в Дели радже Махаджи-Синдиаху и был пособником могущества династии Махараттов. Были у него какие-то связи и с Виктором Юзом и другими знаменитыми корсарами, так как он долго жил на острове Сен-Тома. Он все перепробовал, чтобы разбогатеть, даже пытался разыскать пресловутый клад — золото, зарытое племенем дикарей где-то в окрестностях Буэнос-Айреса. Он имел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных Штатов. Но об Индии или об Америке он говорил только со мною, и то очень редко, и всякий раз после этого как будто раскаивался в своей «болтливости».
Домашнее задание. § 6, написать мини-сочинение о современном обществе и классе в стиле романтизма, критического реализма или натурализма