СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление личности человека через художественный образ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа наделила нас органами чувствами, для того чтобы мы могли осознанно воспринимать окружающий мир. Зрение дает нам всеобъемлющее восприятие мира. Цвета способствуют хорошему настроению так же, как приятная музыка. Они дают нам возможность самим создавать свой собственный мир на соответствии с личными представлениями.

Просмотр содержимого документа
«Становление личности человека через художественный образ»



СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Автор: Налимская Мария Анатольевна, учитель ИЗО и черчения,

МБОУ СОШ № 117 с углубленным изучением иностранных языков Советского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

В настоящее время реформирование системы образования предполагает многоаспектное восприятие сложнейших социальных, экономических, психологических проблем современного общества, умение объемно мыслить.

Природа наделила нас органами чувствами, для того чтобы мы могли осознанно воспринимать окружающий мир. Зрение дает нам всеобъемлющее восприятие мира. Цвета способствуют хорошему настроению так же, как приятная музыка. Они дают нам возможность самим создавать свой собственный мир на соответствии с личными представлениями. У нас есть свобода выбора. Из множества комбинаций цвета мы можем выбрать, которые нам нравятся.

Влияние цвета на эмоции и настроение человека давно доказано. Яркие цвета оживляют монотонные больничные коридоры и позитивно влияют на здоровье пациентов. Культура, религия, традиции и обычаи отражают наше восприятие цвета. Примером может служить цвет скорби. В дни траура мы одеваемся в черное, а японцы и китайцы – в белое. Род занятий и среда, где вырос человек, оказывает влияние на его восприятие. Эскимосы различают множество оттенков белого цвета, а жители Центральной Европы – зеленого.

Куда бы мы ни обратили наш взор, повсюду присутствует цвет. Мы выбираем одежду и оформляем квартиры и дома в соответствии с нашими желаниями и представлениями. Цвет и свет неразрывно связаны друг с другом. Сложно представить себе фейерверк, цветочный луг и закат в черно- белых тонах. Работая с цветом, человек проявляет свои творческие способности. Уже в детских рисунках, порою неумелых и наивных, но таких непосредственных, ярких часто можно увидеть проблески одаренности. И тогда очень важно поддерживать их, развивать талант ребенка, обучить его профессионализму мастерству. В художественной дальнейшей судьбе эти первые работы станут начальными координатами творчества.

Человек по натуре своей художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Поэтому города и парки, жилые дома и общественные здания, промышленные сооружения, транспортные коммуникации, станки, машины, реклама, мебель, бытовые приборы создаются и по законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели: они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым , связанны неразрывно друг с другом. Одни строят города, другие выращивают в них парки и скверы, третьи заботятся о внутреннем убранстве помещений, четвертые – о внешнем облике людей… Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что – то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями.

Формирование мировоззрения школьника приобретает совершенно особую полнокровность, если оно «запущено в русло» развития эстетического сознания, самый процесс которого способен «сопутствовать» возрастному развитию ребенка, так как основным средством формирования является искусство и детская эстетическая (творческая) деятельность. Постижение истины, выработка профессиональных навыков во время творческого процесса – таковы альфа и омега обучения изобразительному искусству. Ребенок любого возраста имеет право самовыражение, ему не предлагается какая-то, сложившаяся вне его собственных знаний и чувств программа, которой он должен следовать. Такая программа у каждого автора своя, индивидуальная и неповторимая. Но складывается она отнюдь не спонтанно. Дети получают необходимые сведения во время занятий. Их усвоение происходит ненавязчиво, незаметно для них самих. То, что проходит им из услышанного, узнанного, быстро становится «своим», естественно включаются в уже сложившуюся систему ценностей.

Наблюдается значительный рост рефлексивной активности учащихся – желание многое глубоко и детально осмыслить, понять, оценить. При этом взор направляется не только и не столько на прошлое и настоящее, сколько устремляется в будущее [5;8].

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает, по меньшей мере, 3 составляющих: внешний мир, природа и ее отражение.

Формирование целостной личности в художественном направлении начинается в подростковом возрасте, что накладывает особую ответственность, на воспитателей начиная со школьного возраста. Значительную роль в воспитании и в формировании личности играет школа.

«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» - это природная его особенность (Ушинский К.Д.). И если в учении будут присутствовать формы, краски и звуки, то будет доступность к детской душе, а сами взрослые смогут войти в этот мир детского мышления. «Воображение создало этот мир для ребенка», - отмечал Н.И. Пирогов, - где он живет и действует по - своему». Анализируя возрастное развитие детей, С.Т. Шацкий полагал, что, чувство ритма снимает напряжение как эмоциональное, так и физическое; способом выражения внутренних переживаний является рука ребенка; развитию вкуса у детей будут способствовать посещения концертов, музеев, выставок.

По окончанию школы, как правило, начинаются сложности с устройством на работу, либо продолжением образования. Отмечается наличие у молодежи относительно устойчивой подструктуры жизненных ценностей, которая в наименьшей степени подвергается измерениям в условиях социально - экономических трансформаций. Эта подструктура условно может быть обозначена как «ядро» ценностного сознания данной социальной группы. Являясь менее жесткой в социальной группе, она динамичнее меняется в условиях острого кризиса в обществе, однако присуще ей ценностные приоритеты могут вскоре вновь, становится прежним и данный феномен заслуживает особого внимания исследователя [4;43]. Выявлена и следующая особенность: после острого социально – экономического кризиса структура ценностных ориентацией старшеклассников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов.

Старшее поколение переживает становление новой социальной субъективности. Особенность этого драматического процесса осознания личностью своего особого интереса состоит в неопределенности представлений об общности интересов.

Иными словами, формирование и функционирование психики человека определяется в художественном направление личности, в нестабильном обществе испытывает неожиданные, непривычные воздействия. Изменчивость социальных взаимосвязей, функций основных социальных институтов, плюрализм культур и идеологий, противоборство корпоративных интересов. Евгений Евтушенко писал: «Мы рождаемся снова, а снова рождаться еще тяжелей». Жить в таком обществе трудно, но зато появляется уникальная возможность работы в условиях «естественного эксперимента».

Чем раньше начнется направленное личностное и художественное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.

Список использованной литературы

  1. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 480 с.

  2. Лазарев В. С. И Поташник М. М. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М. : Новая школа, 2005. – 464 с.

  3. Смирнов А.И. Мир профессий: Человек – художественный образ. –М.: Мол. Гвардия, 1997.-383 [1] с., ил. -384 с.

  4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д Издательство «Феникс», 1997 г. – 464 с.

  5. Психологические журналы том 26, № 5, 2005 Сентябрь –Октябрь и том 27, № 1, 2006 Январь –Февраль.

  6. Теоретический и научно – методический журнал Воспитание школьников № 2, 2002.

  7. Эрб Роджер, Зелевски Стефан. Цвет и свет/Пер. с нем. Ю. Ю. Зленко. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2007. – 48 с.

  8. Юренева Е. Р. Взгляд в будущее: Кн. Для учащихся ст. классов. –М.: Просвещение, 1998.-141 с., 8 л. ил.- 140 с.