СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Становление золотодобывающей промышленности Якутии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по программе "История Якутии" и предназначен для учеников 7-9 классов. Возможно использовать на внеклассных занятиях

Просмотр содержимого документа
««Становление золотодобывающей промышленности Якутии».»

Пояснительная записка к конспекту урока


Направление: краеведение

Курс «История Якутии» охватывает весь период истории Якутии с древнейших времен до новейшего времени. Учебная программа «История Якутии» разработана для учащихся старших классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и на основе рабочей программы «История Якутии» под ред. Е.Е.Алексеева, доктора исторических наук. Изучение истории Якутии направлена на углубление понимания социально-экономического и общественно-политического развития Якутии, воспитания патриотизма и любви к малой Родине.

Тема: «Становление золотодобывающей промышленности Якутии».

Урок направлен на решение следующих образовательных задач:

- дать представление об основных этапах социально-экономического развития Якутии и особенностях исторических процессов в региональной истории;

- познакомить учащихся с конкретными фактами социально-экономической, политической, культурной истории Алданского района

- показать историю родного края через знакомство с видными историческими деятелями Якутии;

- учить реконструировать историческую ситуацию на основе знания конкретных фактов и интерпретации исторических событий.

Класс: 11 класс, урок № 5 календарно-тематическое планировании на 2018-2019 у.г. в МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан, Республика Саха (Якутия).

Урок проводился в 11 классе, в котором обучается 18 человек, из них три человека претендуют на получении медалей. Еще восемь обучающихся объективно являются потенциальными ударниками. В классе есть и проблемные в обучении ребята, которые учатся без интереса, имеют невысокую мотивацию к обучению.

В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Познавательный потенциал остальных средний или ниже среднего. Проектными технологиями владеют почти все ребята, правда степень этого умения сильно различается. Всего несколько человек участвуют в школьном научном обществе, принимают участие в научно-практических конференциях.

Класс как коллектив более работоспособен на тех уроках, где четко организован учебный процесс и загруженность учеников максимальная.



Сияющий иней покрыл тайгу,
И в пламени спит тайга…
Собаки бегут под таежный гул
На дикие берега…
Собаки захлестываются, храпят,
Постромку вожак грызет,
И сани поскрипывают, летят
К Алдану, вперед, вперед!


Эдуард Багрицкий

Предмет: история Республики Саха (Якутия)

Тема урока: «Становление золотодобывающей промышленности Якутии»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний с использованием ИКТ и проектной технологии

Цель урока: 

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- учить давать оценку своим действиям

- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу

Метапредметные:

- развивать умение перехода от частного к общему

- учить структуризации полученного знания

- учить находить оптимальный алгоритм действий

Предметные:

- вспомнить основные этапы нэпа и индустриализации в СССР

- определить особенности становления промышленности в Якутии с общем процессом социально-экономического развития страны

- найти интересные факты о деятельности первых золотодобытчиков и артельщиков

Дидактические средства: учебник Е.Е.Алексеева «История Якутии», А.Коптяева «Были Алдана», Л. Ельмакова «Бертин», «Свет над тайгой», видеофрагмент

Использование ИКТ: компьютер стационарный, проектор, презентация к уроку, ноутбуки для каждой группы, проекты-слайды учащихся.



Ход урока:


1 этап организационный (1 минута). Учитель приветствует учеников и проверяет готовность к уроку. Класс делится на три группы (можно это сделать во внеурочное время).


2 этапмотивационный (2 минуты). Погружение в проект - видеофрагмент из истории Алдана. На фоне первого видео учитель читает отрывок из стихотворения Эдуарда Багрицкого


Алдан, ты медведем лежишь, Алдан,

Средь хвои, ветров и льда,

В тебе рудокоп разбивает стан,

Кипит над костром вода...

И золото, скрытое в ржавых мхах,

В прохладном песке ручьев,

Стекает, как желтый тяжелый прах,

В походный брезент мешков...


Но слышен проворный собачий шаг,

Погонщиков крик и вой...

Горит над заимкою красный флаг,

Цветет снегирем меж хвой...

Скрежещут лопаты, кирки стучат,

Дымится вдали ночлег.

За золотом в недра! Ни шагу назад!

Ни шагу назад, человек!


3 этап - постановка учебной задачи (3 минуты)

Днем основания нашего города считается 19 июня 1923 года. Какие события истории России определили возникновение нашего города? Оответить на данный вопрос ребятам легко, так как на прошлом уроке истории Отчества мы рассмотрели вопрос о введении НЭП и основные мероприятия, проводимые в Советской стране в 1921-1925 гг. Среди мероприятий нэпа ребята обратили внимание на денежную реформу, для проведения которой советское правительство стало осуществлять поиск и разработку золотых запасов в стране). Действительно – это нэп и индустриализация в СССР, которые проводились с 1921 года. Вот и Эдуард Багрицкий называет берега Алдана дикими. Но тогда почему Вольдемар Бертин с артелью двигался именно на реку Алдан? И почему Тарабукин с семьей находились именно в этих местах?

Определяем проблему – в ходе эвристической беседы: действительно ли золотодобыча на Алдане началась с открытия Тарабукина и Бертина? Какова роль этих людей в открытии золота на ручье Незаметном? Как был основан и развивался Алдан в первые годы? Как осуществлялась добыча золота? Кто мог это делать – только государство или частники тоже?


4 этап - составление стратегии по ее решению (4 минуты) – выбираем темы проектов.

На уроке я предложила детям на выбор 10 вариантов тем, из которых каждая группа выбрала свою. Если работа проводится в дополнительное время, то можно провести «мозговой штурм», который позволит обозначить несколько тем на выбор.

Примеры проектных тем:

- История изучения и разработки золота в Южной Якутии

- Первые золотопромышленники Якутии

- Первооткрыватели золота на Алдане – Бертин

- Первооткрыватели золота на Алдане – Тарабукин

- Как мыли золото сто лет назад

- Прииск Незаметный – «русский Клондайк»

- Золото и власть: борьба с бандитизмом

После того, как ребята определились с темами проектов, мы решаем какой продукт будет у каждой группы. На уроке ребята решили сделать мини-презентации. Для работы каждая группа имела два ноутбука: один - для поиска информации в интернете, второй – для создания презентации.


5 этапреализация выбранного проекта (23 минут)

Каждая группа распределили роли и работала самостоятельно. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого.

Учитывая сложность за короткий отрезок времени подобрать информацию, мною были подготовлены десять папок, с минимальной информацией по теме каждого проекта - ссылками на возможные сайты по истории Алданского района, города Алдан, развития золотодобывающей промышленности Алдана и Якутии в целом (пример одной из папок в Приложении), а также в библиотеке была взята дополнительная литература по истории Алдана (приведена в разделе – дидактические средства)


6 этапэтап представления проекта (6 минут)

Для развития самостоятельности и творческой активности учеников, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением.

На уроке мы смогли увидеть только один проект, остальные были представлены на следующем уроке истории Отчества – см. файл «Проект группы 2»


7 этапрефлексия (1 минуты)

Карта самооценки (заполняется индивидуально каждым участником группы).


ФИ ученика

Активность в работе над проектом

Оценка личного вклада в общее дело

Уровень полученных знаний






Баллы – от 1-5


Параметры внешней оценки проекта

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем

  2. Адекватность их изучаемой теме

  3. Корректность используемых методов исследования и обработки результатов

  4. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  5. Коллегиальность работы проектной группы, степень общения и взаимодействия в группе

  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в тему, межпредметные связи

  7. Доказательность, умение аргументировать свои выводы

  8. Эстетика оформления результатов проекта

  9. Презентационные умения, участие каждого члена группы в представлении группового продукта

Данная оценка дается после выступления всех проектных групп. На первых этапах формирования проектных умений в младших и средних классах я делаю это сама предлагая учащимся памятки с параметрами. Некоторые пункты мы обсуждаем вместе. В старшей школе (10-11 класс) учащиеся сами могут оценивать друг друга. Практикую приглашение на проектные уроки группы учащихся из разных классов (учащихся 8-9 в 10-11 класс и наоборот).

На уроке в 40 минут не получилось обсудить данные параметры. Обсуждение было перенесено на следующий урок. Все проекты получили высокие внешние оценки. Наиболее серьезную работу провела группа 2, по итогам рефлексии почти все ребята этой группы поставили себе максимальные оценки по всем пунктам. Ребята решили продолжить данный проект и выйти на районную краеведческую конференцию в 2019 году.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Краеведение – это учебный предмет, который должен иметь большой значение в работе любой школы как основа воспитания человека, осознающего свою идентичность семье и этносу, локальной и региональной общности и желающего принять активное участие в развитии родного города и района.

Реализация этих целей может осуществляться через исследовательские и проектные методы обучения. Эти методы относятся к активным и повышают степень личного участие каждого ученика в образовательно-воспитательном процессе. Проектный метод не только стимулирует интерес учащегося к определенной сумме знаний, но и учит применять эти знания на практике, развивает мышление, способствует развитию коммуникативной компетенции ученика.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Это напрямую соответствует тем задачам, которые были поставлены в Образовательной инициативе Республики Саха (Якутия) до 2030 года – «обеспечить постановку перспективных личностно и общественно значимых, ожидаемых целей социального, культурного и экономического развития республики через образование». Это позволит синхронизировать созидательные усилия государства, общества и каждого гражданина по обеспечению роста социального, культурного и экономического благосостояния республики и ее жителей.

Межпредметные проекты могут стать объединяющими для всей школы, помогающими преодолевать традиционную обрывочность нашего образования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта: он помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

Этапы работы над проектом выходят за рамки одного урока, а порой и одного предмета.

Условно можно выделить следующие этапы работы:

  1. Поисковый этап, который включает поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, планирование проектной деятельности по этапам, сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

  2. Конструкторский этап – поиск оптимального решения задачи проекта (дизайнерский, технологический, экономический, экологический и т.п.)

  3. Технологический этап - практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования, выполнение запланированных технологических операций, внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

  4. Заключительный этап - оценка качества выполнения проекта, анализ результатов выполнения проекта, изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, публикация)

Результатом такой работы для ребенка служит приобретение новых знаний в процессе исследования, одобрение товарищей, самоутверждение – для изменения статуса личности при презентации своей работы, осознание нужности в детском коллективе.