Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | Старинные задачи на дроби. |
Тип урока | Комплексное применение знаний. |
Цели | Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания темы действия с дробями. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры. Содействовать развитию активности, мобильности, умению слушать, формированию интереса к математике и повышению общей культуры. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать правило умножения и деления дробей; Уметь применять изученные правило при решении упражнений и задач; Осознанно применять алгоритм умножения и деления дробей при решении уравнений с дробями. | Учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать. | Обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности. |
Организационная структура урока |
№ | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Организационный | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | | 1 мин |
2 | Мотивация и актуализация | Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Устная работа. «Соберите правило» А) в которой, называют, правильной дробью, меньше, знаменателя, Дробь, числитель (Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью) Б) называют, или равен ему, неправильной дробью, Дробь, больше, в которой числитель, знаменателя (Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью) В) координатным, отрезком, Луч, с заданным, лучом, единичным, называют (Луч с заданным единичным отрезком называют координатным лучом) Г) называют, и дробной, состоящее из, смешанным числом, целой части, Число (Число, состоящее из целой части и дробной части, называют смешанным числом) «Определите доли» Впишите, сколько частей от целого составляют данные цвета 

 
| Выполняют задания, анализируя и сравнивания предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. | | 5 мин |
3 | Работа по теме урока | Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
| Ребята, вы уже знаете натуральные и дробные числа, умеете складывать, вычитать, умножать и делить дробные числа. А что вы знаете об истории возникновения дробных чисел? Историческая справка о возникновении дробных чисел. (Сообщение делает ученик.) Решение старинных задач. Задача 1. Из папируса Ахмеса Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: «Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?» Пастух отвечает: «Я привожу две трети от трети скота». Сочти, сколько быков в стаде? Решение: 70 быков составляют от  1) · = составляют 70 быков. 2) 70 : = 315(быков) составляют стадо. Ответ: 315 быков Задача 2.Задача из сказки “1001ночь” В знаменитой книге «1001 ночь» мудрец задаёт юной деве следующую задачу: Одна женщина отправилась в сад собирать яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было пройти через четыре двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первых дверей женщина отдала половину сорванных ею яблок. Дойдя до второго стражника, женщина отдала ему половину оставшихся. Так же она поступила и с третьим стражником, а когда она поделилась яблоками с четвёртым стражником, у неё осталось 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду? Решение: = (ч) осталась - = (ч) осталась - = (ч) осталась - = (ч) осталась составляет 10 яблок 10*16=160(яблок) Задача 3. Из Акмимского папируса (VI в.) Некто взял из сокровищницы . Из того, что осталось, другой взял . Оставил же в сокровищнице 192. Мы хотим узнать, сколько было в сокровищнице первоначально? Решение: 1)1- = (ч) сокровищ осталось. 2) - = (ч) сокровищ осталось составляет 191 3)191:191*221=221 Ответ: 221 было первоначально. Задача 4. Из «Арифметики» Магницкого (Россия, XVIII в.) Лошадь съедает воз сено за месяц, коза- за два месяца, овца- за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена? Решение: Лошадь- 1 воз 1 месяц 6 возов- 6месяцев Коза- 1 воз 2 месяца 3 воза- 6 месяцев Овца- 1 воз 3 месяца 4 воза- 6 месяцев НОК(1,2,3) = 6 1)6 + 3 + 4 =11(возов) лошадь, коза и овца за 6 мес. 2)6 : 11= (месяца) они съедят 1 воз. Ответ: месяца. | Решают, обсуждают, комментируют | | 15 мин |
4 | Закрепление знаний и навыков | Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге. | № 952 Решение: 1/3+1/5+1/6+1/4=20/60+12/60+10/60+15/60=57/60. 1-57/60=3/60=1/20 – составляет 6 цветков. 6:1/20=6*20=120 цветков было всего. | 1 ученик выполняет у доски, остальные выполняют самостоятельно, анализируют решение | | 20 мин |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь | № 953 Дает краткое пояснение каждого номера домашнего задания. | Формулируют правило Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. | | 1 мин |
6 | Рефлексия | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Выражают свои мысли | | 2 мин |