СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Старшеклассники - организаторы занятий по занимательной математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя исследовательская работа была направлена на решение проблемы, какими средствами можно увлечь школьников  математикой. Поэтому и возникла идея  представить  проект: «Занимательные математические игры, задачи, кроссворды, ребусы». Я постаралась показать и взрослым, и детям, как применяют математику в играх, фокусах или как её используют в тайнописи, или какими удивительными свойствами обладают некоторые числа.

Просмотр содержимого документа
«Старшеклассники - организаторы занятий по занимательной математике»

Тема работы

СТАРШЕКЛАССНИКИ - ОРГАНИЗАТОРЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ

Руководитель: Луговкина Галина Михайловна, учитель математики

Выполнила работу:

Санькова Ольга, 9 б класс

















Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Описание хода исследования

  • Логические задачи

  • Задачи на смекалку

  • Игровые задачи

  • Математические ребусы

  • Задачи с использованием двигательной активности

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  2. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  3. ПРИЛОЖЕНИЯ.

  • Компьютерная презентация (на флеш-накопителе)

  • Подборка задач

  • Фотоматериалы


ВВЕДЕНИЕ

Замысел работы. Моя исследовательская работа была направлена на решение проблемы, какими средствами можно увлечь школьников математикой. После изучения математических пособий и долгих размышлений я поняла, что с этой задачей может справиться только занимательная математика. Поэтому и возникла идея представить проект: «Занимательные математические игры, задачи, кроссворды, ребусы». Я постаралась показать и взрослым, и детям, как применяют математику в играх, фокусах или как её используют в тайнописи, или какими удивительными свойствами обладают некоторые числа.

Цель работы: Подготовить стендовую презентацию и электронное пособие по занимательным математическим играм, задачам для школьников, чтобы они сами смогли искать задачи на смекалку, математические игры, фокусы, составлять ребусы, кроссворды.

Задачи:

  1. Изучить методическую и популярную литературу по математике.

  2. Подобрать различные виды занимательных задач.

  3. Решить все задания самой, чтобы уметь помочь детям.

  4. Подготовить и провести Турнир «Клуб весёлых математиков».

  5. Оформить электронное пособие по занимательным задачам.

  6. Разучить подвижные эстафеты с элементами математики в группе продленного дня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание хода исследования

В ходе исследования было установлено, что использование занимательных приемов в изучении математики было традиционным для отечественного образования. Так, например, Чистяковым В.Д. описаны старинные задачи по элементарной математике. Об пользе использования математической смекалки высказывался Кордемский А.П. и др.


Великие математики

Сегодня занимательные математические задания можно найти в работах Э.Н. Балаян (1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике), в журнале «Математика» издательского дома «Первое сентября». Задачи на смекалку встречаются в Интернет-ресурсах:

  • Олимпиады для школьников - olimpiada.ru.

  • Всероссийская олимпиада по математике - math.rusolymp.ru.

  • Российская страница международного математического конкурса "Кенгуру" - www.kenguru.sp.ru.

  • Московская математическая олимпиада школьников -olympiads.mccme.ru/mmo.

























Логические задачи

Задачи на смекалку

Задачи на смекалку, в интернет ресурсах, очень красочные. Детям это очень нравится. И решение задач, доступны для всех учеников, так как решаются традиционным способом.

  1. Задача про гусей.

Составляем уравнение: 2х + 3 + 1 = 20, х = 8. Ответ: летело 8 гусей.








Игровые задачи

Задание развивает логическое мышление, внимание, память, речь, умение работать самостоятельно.

Попробуй сосчитай!

А считать надо так: Первый треугольник, первый круг, второй треугольник, первый квадрат, второй круг и так далее.








Ребусы




Дети любят разгадывать ребусы, так как картинки на ребусах яркие и красочные. Ответ: стоматолог.



Задачи с использованием двигательной активности

В группе продлённого дня использую задачи – эстафеты с деталями «лего». Детям нравится двигаться, а заодно и решать примеры и задачи, написанные на доске.

Каждый пример, который кончается в ответе чётной цифрой – деталь желтая, нечётной цифрой – красная, нулём – синяя и так далее





ПРИЛОЖЕНИЯ

1) Компьютерная презентация (на флеш-накопителе)

2) Подборка задач

  1. Занимательные числа

  2. Число 18 обладает любопытным свойством: сумма цифр его не меняется при умножении на числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Вопрос: « Существуют ли ещё двузначные числа, обладающие тем же свойством?

Ответ: Да. 45 и 90







  1. Занимательные числа

  2. Число 18 обладает любопытным свойством: сумма цифр его не меняется при умножении на числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Вопрос: « Существуют ли ещё двузначные числа, обладающие тем же свойством?

Ответ: Да. 45 и 90



Если от трёхзначного числа отнять 7, то оно разделится на 7, если отнять от него 8, то оно разделится на 8, если отнять от него 9, то оно разделится на 9. Какое это число?

Ответ: Это трёхзначное число кратно числам 7,8 и 9. 7х8х9 = 504.


Фокусы

1)На столе в ряд стоят 6 стаканов. В первых трёх налита вода и три пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руки можно только один стакан.

Ответ: Надо перелить воду из второго стакана в пятый и поставить пустой стакан на место.




а) Задание на разыгрывание игровых ситуаций



3) Фотоматериалы













ЗАКЛЮЧЕНИЕ




В ходе поиска занимательных заданий и их тщательного отбора была достигнута цель работы - подготовлена стендовая презентация и электронное пособие по занимательным математическим играм для подростков, теперь они сами занимаются поиском и решением интересных задач.

Подготовлен и проведен Турнир веселых математиков, который показал, что нестандартные занятия интересны для ребят, они сплачивают и объединяют их. Оформлено электронное пособие по занимательным задачам, которое пятиклассники будут расширять.