Контрольная работа для 4 класса по системе Эльконина-Давыдова
Стартовая проверочная работа по русскому языку. 4 класс
1. Определите (указав способ определения) часть речи в предложении:
Выроокая трышь грузло обкисляла закорявку.
2. Найди «лишнее» слово и объясни, почему ты так считаешь.
1)Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
2)Подстаканник, подснежник, подлесок, подорожник.
3)Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
3. Твоему вниманию предлагается словесное определение имени существительного:
«Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет или явление, отвечающее на вопросы «Кто? Что?» Имеет род, изменяется по числам и падежам».
Согласен ли ты с такой формулировкой определения имени существительного?
Определи, к какой части речи относятся следующие слова:
Ножницы, кенгуру, пальто, кино, небо, сани, кергуду, синева,чушь.
4. В каких «сказочных» словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после шипящего? Объясни свой выбор.
пятлая куж бурявый пупалош мяувая дуч
5. В классе было дано задание вставить окончания у глаголов смотр_т и хлопоч_т. С каким из рассуждений ты согласен? Выскажи свое мнение.
1ученик:
1) Поставлю глагол в инфинитив и посмотрю, на что оканчивается слово:
смотр_т ---смотреть
хлопоч_т ---хлопотать
2) Я знаю, что ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, а данные глаголы на –еть и –ать, значит эти глаголы первого спряжения.
3) Итак, инфинитивы смотреть, хлопотать первого спряжения, значит вставляю Е: смотрет, хлопочет.
2 ученик:
1) Ставлю в инфинитив и смотрю, на что оканчивается слово:
смотр_т ---смотреть
хлопоч_т ---хлопотать
2) Определяю основы у глаголов(У – НУ)
смотреть ---смотрю (У)
хлопотать --- хлопочу (У)
3) Я знаю, что ко второму спряжению относятся глаголы на -еть с усекаемой основой, значит слово смотреть второго спряжения.
4) У глагола хлопотать (У) нет шипящего перед суффиксом, значит, этот глагол первого спряжения.
5) Вставляю букву в окончание:
смотрИт–2 спр.
хлопочЕт – 1 спр.
6. Допустим, что перед нами наречия:
лакжо груже дукче ракшо
Можно ли расставить ударения в этих словах?
7. Определи, из каких частей речи построено предложение. Как ты можешь это доказать?
Эх, подарили бы мне завтра штук пять или шесть почтовых летающих голубей!
8. Попробуй составить небольшой текст для учеников четвертого класса на тему:
«Что такое часть речи?»
Задачи и критерии оценивания стартовой проверочной работы.
Задание 1. Задание направлено на выявление сформированности у учащихся понятия «части речи», владения способами определения различных частей речи.
Критерии оценки:
1 уровень – учащийся неверно определяет части речи либо отказывается от решения задачи, ссылаясь на отсутствие лексических значений у заданных слов – 0 баллов;
2уровень – учащийся верно определяет части речи, но по формальным признакам (по вопросу) – 1балл;
3 уровень – учащийся верно определяет части речи, используя знание грамматических категорий частей речи – 2 балла.
Задание 2. Задача направлена на выявление способности учащихся находить существенные признаки у объектов исследования и умения обосновывать свою точку зрения.
Критерии оценки:
1 уровень – учащийся отказывается от решения задачи или выделяет лишнее слово по непонятным основаниям – 0 баллов;
2 уровень – учащийся вычленяет лишнее слово по формальным, внешним признакам – 1 балл;
3 уровень – учащийся определяет лишнее слово по содержательным основаниям – 2 балла.
Задание 3. Данная задача направлена на выявление понимания учащимися части речи «имя существительное», умение анализировать словесную модель, использовать ее для решения частных задач, сопоставлять полученный результат и преобразовывать словесную модель с учетом обнаруженных фактов.
Критерии оценки:
1 уровень – учащийся соглашается с данным определением, не определяет, какой частью речи являются предложенные слова – 0 баллов;
2 уровень – Учащийся соглашается с данным определением, правильно определяет часть речи – 1 балл;
3 уровень – учащийся находит неточности в определении, определяет части речи для предложенных слов, понимает, зачем они были даны и вносит изменения в исходное определение – 2 балла.
Задание 4. Направлено на использование знаний русской орфографии в нестандартных условиях.
Критерии оценки:
1 уровень – учащийся затрудняется выполнить предложенное задание – 0 баллов;
2 уровень – учащийся правильно выполняет задание без объяснений – 1 балл;
3 уровень – учащийся правильно выполняет задание с указанием способа выполнения – 2 балла.
Задание 5. Данная работа направлена на выявление овладения способом определения личных окончаний глаголов, определение уровня сформированности действий контроля и оценки у учащихся.
Критерии оценки:
1 уровень – учащийся затрудняется выполнить предложенное задание – 0 баллов;
2 уровень – учащийся находит из предложенных рассуждений правильное, но не объясняет, почему он так считает – 1 балл;
3 уровень – учащийся правильно находит нужное рассуждение и объясняет свой выбор – 2 балла.
Задание 6. Задание, связанное с применением известных способов работы в нестандартной ситуации. Цель: проконтролировать уровень владения написанием наречий (орфограммы после шипящих).
Задание7.Данное задание направлено на выявление уровня сформированности способов определения частей речи, умение обоснованно отказываться от выполнения задания, обнаруживая границу своих знаний.
Критерии оценки:
1 уровень – ребенок затрудняется в определении частей речи – о баллов;
2 уровень – ребенок определяет части речи правильно в том числе, пытается определить часть речи для слова «летающих» - 1 балл;
3 уровень – ребенок определяет границу знаний, показывая, в чем заключается «ситуация разрыва» - 2 балла.
Задание8. Данное задание ставит целью определить уровень сформированности понятия «часть речи» через умение выражать свои мысли письменно.
Критерии оценки:
1 уровень – ребенок затрудняется выполнить данное задание – 0 баллов;
2 уровень – ребенок дает исключительно характеристику отдельных частей речи – 1 балл;
3 уровень – ребенок пытается сформулировать обобщенное понятие «часть речи», делая упор на различение грамматических значений у разных частей речи – 2 балла.