Стартовая проверочная работа по литературному чтению в 4 классе за 2016- 2017 учебный год.
Учитель Савченко Н.В.
Дата ______________________
Фамилия _____________________ имя _______________________________
Вариант 1.
Прочитай текст и выполни задания. Если возникнут затруднения, перечитай текст.
Что с айсберга взять?
Ну а можно ли получать от айсберга какую либо пользу? Вопрос отнюдь не праздный.
Полярные льды Антарктиды и Арктики – природные и очень мощные «фабрики» пресной воды превосходного качества, а айсберги – своеобразные её хранилища.
Подсчёты показали: от одного айсберга среднего размера можно получить столько воды, сколько за год даёт река Дон. И они выручают иногда моряков. Когда взятая с собою вода приходит к концу, полярники, обследуя айсберги, находят углубления, наполненные талой студёной водой, и возобновляют свои запасы. Такая вода даже получила собственное название: «арктический нарзан». И это ничтожная доля того, чем располагают айсберги.
Но как практически использовать ледяные дары полярных стран?
Предположили – транспортировать айсберги к местам, где нужна ледяная вода, с помощью морских течений, используя их как тяговую силу. Когда же ледяной груз нужно будет послать в ином направлении, предполагалось сделать «пересадку» на другую ветвь морского течения или прибегать к помощи буксиров.
А дальше что? Как выгрузить на берег громадины, весящие миллионы тонн? Дробить на куски невыгодно будут большие потери.
Для этого трудного положения инженеры нашли оригинальный выход: подтягивать айсберг к берегу и обволакивать водонепроницаемой и очень прочной плёнкой – защитой. Она не даёт воде испариться и направит её в подготовленные водоёмы.
Давно, очень давно разработаны эти проекты, но по – прежнему, ни один из них не осуществлён.
Правда, кое – где айсберги всё же используют. Однажды по предложению одного канадского метеоролога для метеорологической станции на острове Элсмир, расположенном в Арктическом архипелаге, ледоколом был прибуксирован айсберг, запасов его воды хватило на несколько лет. Таким же образом намечено снабжать водой и некоторые другие полярные станции.
Часть 1
Отметь правильный вариант ответа.
А 1. В какую книгу ты поместил бы этот текст?
В художественную;
В научно-популярную;
В историческую.
А 2. Закончи предложение:
Арктический нарзан – это …
минеральная вода;
талая вода айсберга;
чистая вода.
А 3. Как можно транспортировать айсберги?
С помощью морских течений;
с помощью ветра;
с помощью транспорта.
А 4. Закончи предложение:
Айсберги называют …
полярными льдами;
«фабриками» пресной воды;
Хранилищами пресной воды.
А 5. Закончи предложение:
Из айсберга можно получить …
нефть;
пресную воду;
солёную воду.
А 6. Как предложили учёные менять направление движения айсберга?
При помощи буксиров;
При помощи течения;
При помощи течения и буксира.
А 7. Для чего инженеры предлагают покрывать айсберги водонепроницаемой плёнкой?
Защитить от испарения;
Защитить от разрушения;
Защитить от таяния.
А 8. Закончи предложение:
Остров Элсмир расположен…
около экватора;
в Антарктиде;
Арктическом архипелаге.
А 9. Закончи предложение:
«Фабрики» пресной воды – это …
река Дон;
полярные льды Антарктиды и Арктики;
фабрики по изготовлению бутилированной воды.
А 10. Какое название ещё можно дать рассказу?
Как получить пользу от айсберга?
Что такое айсберги?
Транспортировка айсбергов.
Часть II
В 1. Как айсберги выручают моряков? Найди ответ в тексте и запиши.
В 2. Выпиши из текста, как используют айсберги.
В 3. Какие профессии упоминаются в тексте? Напиши, чем занимаются люди этих профессий.
Часть III
С 1. Предположи свою идею проекта, как использовать айсберги.