Стартовая работа «Обучение грамоте», 1 класс
Имя ________________________ _________ сентября 2017 года
1.

2.
удав червячок мышка мишка
кот котенок конь жеребенок
год день семь пять
3.
Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпаютсяптичкиулетают.
4. ____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Раздели пополам слово ЧЕТЫРЕ
6. (Если дети умеют читать):
Похожие задачи
( 1 группа)
- е, р, о, м
- ш, а, к, а
- а, к, у, р
Похожие задачи
( 2 группа)
- б, о, н, е
- а, с, о, к
- д, а, в, о
6. Оцени свою работу по трем критериям:
правильно трудно интересно









неправильно легко неинтересно
Комментарий к проведению и анализу стартовой работы.
1. Первое задание («Лото») позволяет провести диагностику лингвистического мышления очень рано (вначале обучения). Набор картинок состоит из двух групп: первая группа подобрана по лингвистическому признаку (все слова начинаются на один и тот же звук), а вторая группа – по предметно-ситуативному признаку (предметы для стола).
Задание (читается, рассказывается всему классу):
«Рассмотрите все картинки на ваших листах. Назовите вслух все предметы, которые изображены на этих картинках.( Дети вслух называют эти предметы).
Выберите из картинок все слова на звук ССС. Повторите, какой звук надо искать? Верно. Произнесите вслух еще раз этот звук: СССС.
Покажите с помощью стрелок, какие картинки со словами можно разместить либо на столе, либо рядом со столом? Помните, что вам нужно выбрать слова, которые начинаются со звука С. (Учитель может на примере стула показать, как ставить стрелки на листе)». Далее дети делают самостоятельно без учителя.
Варианты решения детей:
дети размещают на столе сыр, около стола стол, санки, самолет и сапоги. Такой «идеальный» ответ означает, что ребенок не испытывает трудностей в звуковой форме слова, отличает слово от предмета, обозначаемого данным словом.
Дети разместили на столе и около и все слова на звук С и еще либо яблоко, ложку, либо тарелку или хлеб. Для таких детей слово еще «прозрачно для значения» и нет различий между словом и предметом. В этой ситуации поставленная задача подменятся другой – объединить слова по их предметному содержанию (ситуация разнопредметного взаимодействия ребенка и взрослого). Эта подмена связана со следующими детскими трудностями: а) часть детей натурально (нерефлексивно, непонятийно) относится к предметному содержанию задания – к слову; 2) часть детей натурально (буквально, некритично) относится к взрослому – к его словам и действиям.
2. Второе задание («Сравнение слов») помогает учителю и учащимся выявить допонятийную точку зрения на слово и различить слово и предмет.
З
адание: Я буду называть слова парами. Сравните их по длине. Если первое слово длиннее второго, ответ запишите вот здесь так (учитель рисует на доске):

. Если первое слово короче второго, ответ запишите так: . Если слова

одинаковые по длине, то так: .
Итак, сравните первые два слова: удав и червячок. Какое из этих слов длиннее? Запишите с помощью линеечек?
Оценивается каждая пара слов ( + -)
3. Третье задание («сплав слов») направлено на определения умения сознательно расчленять высказывание на отдельные предложения и фиксировать их на письме. Проверяется также и умение читать детей
Задание: Перед вами небольшой сплошной текст. Возьмите карандаш выделите им законченные смысловые куски этого текста.
Основная трудность для детей составляет вычленение предложений – законченных смысловых целых. Оценивается количество правильно выделенных предложений.
4. Четвертое задание («диктант») определяет умение детей писать слова и предложения на слух.
Задание: Я прочитаю сейчас три предложения, а вы постарайтесь их записать любым способом. У Лары был пес. Пса звали Тузик. Он любил прыгать.
Оценивается: умение записать слова под диктовку с помощью предложений, оформление предложений, способ письма (печатные буквы, прописные и т.п.), грамотность письма (пропуск, замена, искажение букв, большая буква).
5. Пятое задание связано с разнопредметным пониманием поставленной задачи (лингвистическая и математическая). На что ребенок ориентируется при ответе на вопрос: на слово или на число?
6. Шестое задание определяет наличие у детей первичной рефлексии на способ действия.
Задание: В столбике записаны 6 слов. Попробуйте их прочитать. (Можно прочитать эти слова вслух). После этого детям задается вопрос: Если нахождение каждого слова рассматривать как отдельную задачу, то имеются ли здесь похожие задачи?
Соедините эти похожие задачи (слова) с помощью стрелочек.
Результаты : 3 – содержательная рефлексия ( перестановка слогов и перестановка букв);
2 – формальная рефлексия (объединяются слова по другим признакам);
1 - отсутствие рефлексии
7. Седьмое задание - уровень развития самооценки, умение пользоваться критериями и шкалами.