СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Актер и кукла"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для  учителей, педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Актер и кукла"»

Актер и кукла Когда кукла находится в руках актера, полностью верящего в правду предлагаемых обстоятельств, актера, который сам получает наслаждение от чуда оживления, эмоциональное воздействие куклы на зрителя достигает большой силы. Тут и удивление, и радость, и открытие, и желание не упустить ни малейшей детали. И волнение, и смех, и затаенное дыхание. Кукла в руках актера всесильна, если это хорошая кукла и хороший актер и если в оживлении куклы есть какая-то цель. Но если искусство самодельно, чудо актера превращается в чудо фокусника. Такое чудо кратковременно и, кроме желания понять «как?», никаких эмоций не вызывает. Ожившая кукла по фокус, а рождение образа. И если задача создания этого образа не просто имитация человека, в результате которой получается муляж человеческого тела и «муляж» человеческой психологии, а предельное обобщение характеристик, тех или иных человеческих свойств, то и столкновении этих характеристик возникают новые обобщения, широкие, острые, волнующие. Куклы могут быть беспощадно обличительными, вызывая и смех и ненависть. Им подвластны и острая комедия, вплоть до фарса, и злая сатира, вплоть до памфлета. На протяжении всей своей истории куклы не раз проявляли эту свою силу. Но куклы могут быть и прекрасны, как всякая скульптура, обобщая и выражая саму идею красоты. Кукла может быть нежной и мягкой, как котенок, грациозной, как змея, стремительной, как сокол, обобщая и выражая саму идею чувств. Куклы могут быть романтическими до героики и героическими до трагедии. Недаром куклы изображали богов и участвовали в средневековых мистериях. Кукла — иносказательное выражение человека. Как всякое иносказание, она обладает силой предельного обобщения. Иносказание, как прием раскрытия жизненной правды, всегда было в искусстве и всегда будет. Мало этого. Именно приемом иносказания вскрывали часто наиболее острые проблемы современности. Сказки и басни всех народов и всех стран были предельно современны в свое время, и именно поэтому их так бережно хранит народная память в нарицательных характеристиках человеческой злобы, жадности, глупости, мудрости, смелости, доброты. Когда народ хочет дать определение какому-нибудь свойству человеческого характера, присущему многим людям, он прибегает к обобщающей ассоциации. «Осел» — под этим словом подразумевается всякий упрямец. «Бык» — тупоумный. «Лисица» — хитрая. «Волк» —злой. А когда речь идет о свойствах положительных, то и тут находятся ассоциативные определения доброго, нежного, смелого: «ласточка», «голубь», «сокол». Профессиональное искусство не существует вне образного мышления народа. Ни Эзоп, ни Лафонтен, ни Крылов не сочинили бы ни одной басни, если бы люди не употребляли в своем языке обобщающих образных определений, если бы не существовали такие определения в поговорках, пословицах, сказках. Сказка — ото вовсе не обязательно мистика или изложение какого-нибудь события, основанного на предрассудках и суевериях. Сказка —это форма, это метод, позволяющий делать большие образные обобщения.