«Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы развития»
Зам.директора по УВР, учитель математики МБОУ «Гимназия №25» г. Курска Н.Н.Жиленкова
Предметом дидактики всегда было содержание и организация (методы и способы) обучения. Всем известно, что отцом Великой дидактики был известный чешский ученый, педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Свою Дидактику Коменский называет «универсальным искусством учить всех и всему, без всякого, где бы то ни было, исключения».
Словосочетание «информационное общество» заставляет думать о развитии дидактики, поиске новых методов и способов обучения.
Само традиционное обучение, как передача знаний, умений и навыков, претерпевало изменения от «знаниевой педагогики» к проблемному, программированному обучению.
Необходимо признать очевидное, что дидактика (чему обучать? и как обучать?) всецело зависит от того какова парадигма образования данного общества. На протяжении многих десятилетий всесторонне развитая личность и специалист, владеющий глубокими знаниями и умениями, были целью высшего и среднего образования.
Сегодняшнее положение дел в мире и в Российском обществе ( развитие рыночных отношений, изменчивость и непредсказуемость событий, а главное информационный бум) заставляют вносить серьезные коррективы в цели и методы образования. О роли компьютера в процессе обучения, развития и воспитания человека «сломали словесные копья» ни один десяток ученых и практиков-педагогов. Бесспорно одно, компьютер – мощнейшее средство воздействия на человека. Дистанционные технологии обучения, на наш взгляд, хотя и имели достаточно широкое распространение, однако не сумели войти в сознание учеников и студентов как необходимый жизненный метод обучения и успешности в течение всей жизни. Одна из причин этому отсутствие разработанной научно обоснованной электронной дидактики. По сути дела электронные методы обучения рождаются сегодня в процессе практики использования различных обучающих сред и систем, электронных учебников, курсов и т.д.
О профессиональном мастерстве преподавателя, диагностике его деятельности написано много. Наступило время включить еще один параметр педагогического мастерства – овладение электронной дидактикой. Педагогами накоплены определенные методы электронного обучения, такие как: стратегия решения задач, моделирование, диалогизация монолога (форум, чат), творческое индивидуальное решение задач, тестирование и др.
По сути дела, используя ЭО в учебном процессе педагог изменяет поведение обучающихся. В связи с этим слова Выготского Л.С. «изменяя поведение, можно изменить и развить психику человека» приобретают наибольшее значение.
Казалось бы, дистанционная форма обучения и школа – понятия не совсем совместимые. Ведь школа изначально подразумевает очную форму обучения. Но даже в школе дистанционная форма может найти применение.
Нельзя сказать, что в МБОУ «Гимназия №25» полностью разработана система дистанционного обучения учащихся. Скорее мы делаем первые шаги в этом направлении. В нашем учреждении, начиная с 2009 года, частично применяются дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ). В основном работа ведётся по следующим направлениям:
индивидуальная форма обучения,
обучение на дому для инвалидов,
наверстывание материала, пропущенного учащимся по болезни, из-за прогулов или других причин,
повторение пройденного материала,
изучение предмета факультативно,
решение тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации,
участие учащихся и учителей в дистанционных конкурсах, семинарах, конференциях.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
дистанционные курсы;
веб-страницы и сайты;
электронная почта (в том числе и списки рассылки);
теле- и видеоконференции;
виртуальные классные комнаты; и т. д.
К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
2. Сетевые учебно-методические пособия;
3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
4. Аудио учебно-информационные материалы;
5. Видео учебно-информационные материалы;
6. Лабораторные дистанционные практикумы;
7. Учебные тренажеры с удаленным доступом;
8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;
9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;
10. и т.д.
Внедрение дистанционного обучения в школе не должно начинаться с нуля. Должен быть мощный фундамент, который послужит залогом успеха использования дистанционного обучения в школе. Этим фундаментом должны стать педагогический коллектив учебного заведения с его богатыми знаниями и опытом традиционных технологий обучения учащихся, а также последние достижения в сфере информационных технологий, инновационные технологии образования, передовые методики и программы обучения.
Стало уже традиционным в преподавании многих школьных предметов в инновационных учебных заведениях использовать компьютер. Самые новые программные разработки быстро находят применение в этом процессе.
К компьютерным урокам относятся такие уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством компьютера. Компьютер при этом может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. В зависимости от цели урока использовать компьютер можно на разных этапах урока.
Так, в младших классах при проверке домашнего задания можно на экран вынести ответы из номеров домашней работы. Например, задание: сопоставить ответ с номером домашнего задания. На этапе актуализации знаний информационные технологии позволяют быстро, наглядно, ненавязчиво (в игровой форме) повторить уже известный материал. Это может быть устный счет, вопросы к учащимся, повторение формул в игровом задании «Найдите соответствия». На уроках геометрии удобно работать с задачами на готовых чертежах, выведенных на слайд. На этапе закрепления изучения нового материала удобно использовать интерактивные математические диктанты. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно ответить на вопросы заданий, а затем проверить правильность своего решения.
При практической деятельности учащихся на уроке вывод задания на слайд позволяет использовать меньше раздаточного материала. Отдельно хочется выделить возможности использования интерактивных форм опроса при проверке знаний учащихся. Опросы можно проводить как фронтально, работая с целым классом, так и индивидуально, оценивая только знания одного ученика. Использование информационных технологий позволяет проводить дифференцируемую проверку знаний. Например, проведение интерактивного математического диктанта на 2 варианта, позволяет, работая со всем классом, быстро и объективно оценить каждого учащегося.
Отмечу, что для учителя математики возможность использовать в презентации графические объекты (графики, таблицы, рисунки, диаграммы и др.) делает урок математики особенно привлекательным, а материал более запоминающимся. Так же, можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Например, «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия» облегчают работу учителя. В них весь изучаемый материал разбит на уроки. Диски можно использовать в качестве электронного учебника, так как в них излагаются основные факты, даются необходимые определения и доказываются теоремы. Мультимедийные объекты и анимация делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.
С возможностью использования ДОТ в образовательном процессе увеличилась возможность проведения на уроке разнообразных дидактических игр. У учителя есть возможность «идти в ногу со временем», используя сеть Интернет в образовательных целях. Например, в своей работе можно использовать уже готовые ЭОР, опубликованные в сети Интернет на сайтах:
· Электронные образовательные ресурсы;
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
· Федеральный банк ЭОР;
· Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;
· Сайты образовательных учреждений, сообществ учителей, личные сайты (блоги) учителей.
Все чаще учителя используют сеть Интернет с выходом в социальные сервисы, объединенные общим названием сервисы Web 2.0. Сервисы позволяют не только путешествовать по сети Интернет, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Основной формой реализации образовательных программ с использованием ДОТ является on-line урок. Проведение таких уроков осуществляется с помощью электронных средств связи (Skype) и средств образовательного ресурса, созданного на основе системы дистанционного обучения Moodle (среда, предназначенная для создания дистанционных курсов), который представляет собой комплект дидактических материалов к уроку. Такая форма урока позволяет не отстать по программе ученикам, которые находятся дома по болезни.
Электронное обучение позволяет вторгаться в виртуальное пространство все глубже и глубже. На уроках искусства и МХК можно применять виртуальные экскурсии, на которых можно побывать в самых известных музеях и художественных галереях. На уроках географии и биологии можно, совершая виртуальные путешествия, знакомиться с природой, растительностью и обитателями различных уголков как нашей страны и всего мира. На уроках истории, воспользовавшись своеобразной виртуальной машиной времени, оказаться в прошлом и понаблюдать за ходом интересующих нас событий. На уроках математики, используя трехмерные интерактивные модели, ученик быстрее и лучше поймет учебный материал. И, даже изучая естественные науки, педагоги ставят перед учениками демонстрационные опыты в виртуальных лабораториях, а учащиеся втпыполняют лабораторные и практические работы на экранах компьютеров, используя виртуальные приборы, инструменты и материалы.
Обучение детей с ОВЗ, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории. Практика показывает, что обучение с использованием ДОТ значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования.
Целью внедрения информационных технологий в образование, декларированной четыре года назад Правительством Российской Федерации, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Но и в настоящее время вопрос о том, что подразумевается под единым информационным пространством, является открытым; ответа на этот вопрос не сможет дать подавляющее большинство преподавателей и администраторов образовательных учреждений, не говоря уже о родителях и учащихся. А, ведь, создание единого информационного пространства может стать ключом к решению проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса любой степени сложности. В нашем образовательном учреждении, в - первые в Курске, создано официальное сообщество гимназистов в сети Интернет, где все участники образовательных отношений могут найти для себя необходимую информацию и быть в курсе всех событий гимназии.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что система поддержки талантливых детей должна быть подкреплена «…распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет». Почти все дети, за небольшим исключением, с желанием идут в школу. Но, сталкиваясь с трудностями, интерес постепенно угасает. Существует много способов стимулирования обучающихся. Одним из них является участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Эту форму работу сейчас используют практически все.
Проблема дистанционного образования не первый год дебатируется в отечественной специальной литературе, на страницах сети Интернет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.