Домнина Нелли Анатольевна, преподаватель
ГБПОУ «ГРК «ИНТЕГРАЛ»
357800 ,Ставропольский край,
г. Георгиевск, ул. Быкова-Дружбы, 2/29
Системообразующие факторы инновационной педагогической системы
С распадом СССР и изменением общественно-экономической формации изменилась и система образования. Наша страна была самой читающей в мире, с великолепными школами, профтехучилищами, техникумами, институтами, в советское время были общие программы, общие учебники, после обычной средней школы я и мои одноклассники с легкостью поступили в институты и техникумы, но в 90-е годы, «вместе с водой выплеснули и ребенка», произошло уничтожение системы советского образования.
В настоящее время стоит задача приведения в соответствие системы образования в России мировым стандартам, создания единого образовательного пространства, в стране прекращается слепое копирование образования других стран и бездумное подражание Западу. Ведь насколько удачно и эффективно будет вестись обучение подрастающего поколения в стране - настолько развитое общество будет построено. Политическое развитие государства, эффективность экономики страны, культура нашего общества, в будущем целиком и полностью зависит от культуры, уровня образования, качества знаний нашей молодежи - «что посеешь то и пожнешь».
Смена пути развития государства повлекла за собой и изменения в правовом пространстве образования. В гражданском кодексе появился договор образовательных услуг, понятия «рынок образовательных услуг», «конкурентоспособность», «клиент» и т.д., что коренным образом изменило положение педагогов, отношение к ним в обществе и не всегда в лучшую сторону, если раньше в России педагог «сеял разумное, доброе, вечное», то сейчас он оказывает услуги, что породило проблемы скорее не экономического, а социального характера.
Что касается термина «оказание образовательных услуг», считаю справедливой точку зрения министра образования и науки РФ д.и.н. Ольги Юрьевны Васильевой, что педагог не должен оказывать услуги, он должен учить и воспитывать, и в первую очередь ‑ учить добру.
Переход к капиталистическому пути развития привел к стремительному изменению горизонтальных и вертикальных связей, существовавших в советской системе образования. Сейчас возникла необходимость в создании прогрессивных форм жизнедеятельности образовательной системы, в разработке долгосрочного плана развития образования, основанном на уникальности каждого региона, в котором находится образовательное учреждение, его природных, культурных, экономических особенностях, грамотном мониторинге рынка образовательных услуг.
Необходимо, опираясь на традиции, патриотизм, с инновациями двигаться вперед. Все передовые страны, например Финляндия, испробовав массу новшеств, вернулись к единому образовательному пространству. Единый для всей страны учебный план есть и в Великобритании, и в Германии…
«Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить», ‑ говорит О.Ю. Васильева, министр образования и науки РФ. Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться.
В процессе решения этой проблемы необходимо учитывать мировой опыт, но нельзя игнорировать национальные особенности и традиции многочисленных народов, населяющих нашу страну. Инновационное направление в образовании должно опираться в первую очередь на многовековой богатейший опыт российского просвещения, при этом используя лучшие мировые достижения.
Нужно умело сочетать индивидуальный подход в обучении, с использованием при этом новейших информационных технологии. Факторами, обуславливающими необходимость скорейших инновационных изменений, являются: игнорирование в процессе обучения методик, учитывающих модернизацию образования; отсутствие навыков использования здоровой конкуренции, как способа для дальнейшего движения вперед; незнание рыночных механизмов; скудное финансирование; несоответствие законодательной базы решениям, принимаемым на практике.
Тенденции инноваций в образовательном пространстве:
регулярная повторяемость инноваций - смена общественно-политического строя влечет инновации;
практика, как база - чтобы инновация, разработанная в теории, закрепилась ее необходимо внедрить и неоднократно проверить на практике;
наука, как источник инноваций для педагогов с высоким уровнем эрудиции;
«национальные» особенности инноваций, которые с большим трудом внедряются в образовательном пространстве других стран, например, Болонская система обучения в российских вузах.
Выбор России - инновационный путь развития как единственно возможный для преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического, технологического и социального развития.
Список литературы
Афанасьев, Ю.А. Развитие информационной образовательной среды университета как фактор повышения качества образования [Текст]: /Современная гуманитарная академия. ‑ М., 2009.‑ №3(34).
Белоцерковский, А.В. Качество образования: заметки на полях [Текст]: // Аккредитация в образовании. ‑ М., 2011. №51, с. 48-50.
Бозиев, Р.С. Инновационные процессы в национальном образовании [Текст]: / Педагогика: научно-теоретический журнал / Российская академия образования. ‑ М., 2006. ‑ №3, с.29-39.
Зятьков, Н.И. Вверх на гору знаний [Текст]: /Аргументы и факты: газета / АО «Аргументы и факты». ‑ М., 2016. ‑ № 45,46, с.24.