СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно - нравственное воспитание подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Духовно - нравственное воспитание подростков" была написана для выступления на вторых Рождественских чтениях. В статье рассматривается вопрос о воспитании толерантности у подростков 13 - 14 лет, когда очень важно прививать уважительное отношение к людям любой конфессиии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно - нравственное воспитание подростков"»

ВТОРЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Традиционные ценности и современный мир»


Направление чтений: Православие и образование, воспитание

Проблемы духовно – нравственного и гражданского становления

молодежи


Название доклада: Воспитание этической культуры детей – насущная потребность нашего времени.






Ф.И.О. автора: Малышева Анна Эдуардовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Официальное название места работы: МБУОШИ «Сеяхинская ШИС (П)ОО»

Ямальский район, с. Сеяха, [email protected], (34996) 25573


«Люди и народы смутно, как сквозь завесу,

чуют, что русский дух богат, щедр и живет именно тем началом духовной очевидности, сердечного видения, зрячей любви, которой им недостает и которая составляет как бы самый воздух, или самую ткань, или самую животворящую энергию России, русского духа и русской культуры. Эту – то силу и должны ныне осознать, возродить, очистить и из нее вырастить новую Россию».

И.А.Ильин

Этим словам замечательного русского философа начала прошлого столетия много лет, но смысл их актуален и по сей день. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло, а где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей – насущная потребность нашего времени.

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом «Зачем я родился?» Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка, построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос.

« Посади дерево» - не значит ли это – сохрани, люби и обнови природу – живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет

« Вырасти ребенка» - сотвори дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро и красоту, а для этого «построй дом» - не жилище, а Храм своей души – выпусти на волю то божественное начало, которое заложено в тебе от рождения, не загуби его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, ложью – то есть бездуховностью.

Река жизни, по которой мы вместе проплывем в настоящее время, превратилась в болото, потому что ее главный исток – духовность – замутнен ложными ценностями и целями. Недавно я спросила у одиннадцатиклассников, чего бы они хотели добиться в жизни. Практически все говорят одно и то же: быть богатым человеком, т.е. иметь кучу денег. Перед нами, педагогами, стоит важная задача нравственного просвещения обучающихся, привития им этического иммунитета. Речь идет о духовной и нравственной безопасности детей.

Какие же опасности и ловушки подстерегают ныне неокрепшие детские души? Губительное влияние на подростков могут оказывать:

  • тоталитарные или деструктивные секты

  • радикальные молодежные «группировки» как левого, так и правого толка, где царят нетерпимость, ненависть, агрессия по отношению к людям иных взглядов, другого цвета кожи и т.д.;

  • молодежные «тусовки», практикующие наркотики, алкоголь;

  • разжигающие самые низменные инстинкты, растлевающие юные души СМИ, интернет – сайты;

  • использующие откровенно сатанинскую символику рок – группы;

  • губящие физическое и нравственное здоровье детей токсические вещества

Прежде чем знакомить обучающихся с основами, так сказать, этической безопасности, важно проведение цикла занятий по нравственному просвещению.

Есть знаменитая легенда про буриданова осла, который должен был умереть с голоду, так и не собрав волю, чтобы выбрать одну из двух охапок сена… Легенда старая и мудрая. Она о сложности выбора, требующего волевого усилия. Каждый выбор ведет к цели, поставленной человеком перед собой. Возможно, что цель возникает рефлекторно, как острое желание чего – то добиться. Но она все равно присутствует, ибо выражает главный движитель активности человека – потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споре сомнений, тем большая вероятность победить в нем. Борьба мотивов, почти всегда жестко альтернативных, - нормальное предшествие выбора, и побеждает та цель, которая в данный момент более значима для человека. Ответив себе на вопрос «что надо?», мы выбираем средства для достижения цели. Выбор здесь, как правило, редко бывает широк. Цель может только объяснить, но никак не оправдать, иначе налицо полное отсутствие моральных норм, внутренних тормозов: украл, чтобы сделать другому подарок; бил, чтобы убедить в своей правоте. Нет, для того человек живет среди людей, чтобы научиться соизмерять цели и средства. Цель без определения средств и способов ее достижения – такая же основа пассивности, как и наличие сил. Ума, знаний, не ищущих применения. Для школьного юношества характерна постановка нереальных целей, неразборчивость в средствах и методах для их достижения, а то и просто незнание тех и других, а потому неумение их использовать. Вот где важны жизненные основы - взгляды, совесть, порядочность. Когда их нет или они слабы, неопределенны, неустойчивы, трудно устоять перед жизненными бурями, не говоря уже о том, чтобы суметь противостоять им.

Недавний пример из передачи «Пусть говорят». Группа девочек избила свою сверстницу, кто-то снимал на телефон, кто–то бил. Потом одна из девочек на вопрос ведущего: «За что ты била Настю?» ответила: «Меня позвали». Литератор Татьяна Толстая как-то высказала точную мысль: «Думаю, наступило страшное время, когда все решать нужно самому. Никакая соборность тут не поможет». Самое прекрасное и самое страшное – неотвратимость выбора, решения. Прекрасное – как ожидание леденящей в первый момент бодрости после прыжка жарким днем в реку, т.е. чего-то сулящего потом радостную свежесть новизны, ощущение владения своим телом, победы над собственным страхом. Страшное – неизбежность, страх перед будущим, отказ от иных вариантов, принятие на себя полной ответственности за последствия. И никакая соборность (группа, семья, коллектив, компания) ничего в момент решения уже не изменит: оно мною принято. Так родится еще одна составляющая выбора – личная ответственность за него и его последствия, не только для самого старшеклассника, но и для окружающих его людей, оказавшихся, если можно так выразиться, в зоне выбора. Ведь рядом всегда идет риск, вероятность драматического развития событий.

Свидетельством устойчивой жизненной позиции является способность увидеть необходимость и возможность выбора – проявить активность в отношении к жизни, к тем или иным обстоятельствам, их изменениям. Между тем многие ребята пытаются «схватить альтернативное», т.е. сочетать, казалось бы, взаимоисключающее – вроде «детей Деточкина» или люберов, избивающих других во имя…общественного порядка. Как у А.П. Чехова: «Моя жена не шумела, а, напротив, старалась, чтобы все было тихо…» Молодежные тусовки отрицают традиционные мораль и нравственность, насаждая новые, свободные от предрассудков взгляды: от начинающих нуворишей до сексуальных меньшинств, от ночных бабочек до юных мафиози.

Жизнь нередко провоцирует ребят на двоедушие, уход от морального выбора. Юношеству с его максимализмом и свойственной возрасту нравственной неустойчивостью труднее: оно склонно скорее судить, чем оправдывать. Отсюда и мысль о возможности в одну телегу жизни, обстоятельств впрячь «коня и трепетную лань». Необходима терпимость, или, как теперь принято говорить, толерантность – твердое понимание разницы в точках зрения – допущения иных взглядов, способность их допускать и при этом уважать инакомыслие. Очень важно, чтобы образ жизни старшеклассника с самым разным ее наполнением будет зиждется на безусловной основе общечеловеческих ценностей, которые всегда нацелены не на безнравственную всеядность, а на абсолютный полюс гуманизма: «Человечность – это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет»,- сказал К.Гельвеций.

Небольшое лирическое отступление: «В последние годы с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. В то же время дух разрушения был во всем…и даже те, кому надо было бороться с этими разрушениями, сами того не понимая, делали все, чтобы усилить его и обострить. То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности… Разрушение считалось хорошим вкусом… Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия… Новое и непонятное лезло из всех щелей…» Это первые страницы романа А.Толстого «Хождение по мукам». Петербург 1914года. А будто сегодня и про нас! Остро ощущается нехватка двух важных вещей: нужна какая – то разумная идея, достойная утверждения, и душевные силы, которые способны воплотить ее в жизнь вопреки обстоятельствам, вопреки разрушению, низвержению идеалов. И когда Гегель говорил, что душа – это мыслящее сердце, он точно сформулировал мысль о единстве установок и отношений, что и составляет внутренний мир человека. Духовность – это труд души, это нравственно-интеллектуально-эмоциональная мера отношения к человеку. Наличие у человека интенсивной внутренней жизни, душевных терзаний, выраженного достоинства всегда отличало интеллигентных людей. Можно ли учащего назвать интеллигентным? Можно. Это соединение внутреннего и внешнего. Это умение держать себя в обществе, не унизить, не обидеть. При этом быть благожелательным, терпимым. Такого ученика отличает постоянный труд души. Нравственная направленность на других людей. Стремление приносить им пользу. Интеллигентный человек всегда будет думать о последствиях своего высказывания, своего поступка. Главное – не унизить достоинство другого человека ни в большом, ни в малом.

















Список литературы:

1.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. «Время взрослых поступков» Москва: «Новая школа» 1993

2.Ильин И.А. «Наши задачи. Историческая судьба и будущее России»

Москва: «Просвещение»1992

3.Научно – методический журнал «Классный руководитель» Москва:

Центр «Педагогический поиск» 2000 №2

4.«Разум сердца» Мир нравственности в высказываниях и афоризмах

Москва: Издательство политической литературы 1989