Сумина Наталья Дмитриевна, г. Курчатов МБОУ «СОШ №5», учитель географии, тел. 8-951-323-40-90
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры обучающихся.
Ключевые слова: цели и задачи экологического воспитания, формирование экологической культуры.
Экологическое воспитание обучающихся – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Не случайно 2017 год объявлен в стране Годом экологии. Решение проблем экологического воспитания зависит не только отвозможностей современной науки и техники, но и от институтов различной социальной направленности: семьи, школы, общественных организаций. Школа учит обучающихся принимать самостоятельные решения, быть инициативными, отвечать за свою деятельность. Изменения в школьной программе, связанные с ФГОС, поставили передо мной задачу воспитывать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, взаимосвязь социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. На уроке географии и во внеурочной работе по предмету каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. Для достижения этой задачи необходимо:
- создать условия для развития творческой деятельности обучающихся и формирования устойчивого интереса к географии;
- внедрять современные педагогические технологии в преподавание географии;
- создать ситуацию успеха с целью формирования адекватной самооценки.
Реализация этих задач способствует введению ФГОС в учебно – образовательную деятельность школы. На основании общего положения ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учению и познанию;
- метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения географии новых знаний, их применение на практике.
Экологическое воспитание базируется на несколькихпринципах: систематичность и непрерывность, междисциплинарность, взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов:
- это осознание единства системы «природа – общество – человек», где человек - часть природы и его деятельность является фактором изменения природы;
- это понимание того, что человеческая история является историей народа;
- это осознание того, что человек не царь природы, а всего лишь её часть и что природа жила без Homosapiens и будет жить.
На уроках географии в разных классах я стараюсь создать условия для формирования у обучающихся основ экологической культуры, правильного отношения к окружающему миру. Успех экологического образования во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление лучше узнать природу своей страны и мира. В своей педагогической деятельности я использую различные формы и методы экологического образования: беседа, рассказ, дискуссия, моделирование экологических ситуаций, экологические мини – проекты.
В начальном курсе географии целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у обучающихся экологические ценности, ориентации. Я стараюсь использовать опыт наблюдений и природоохранительную деятельность детей и в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызвать эмоциональные реакции у обучающихся, формируя у них личное отношение к окружающему миру. Во внеклассных занятиях я провожу экологические беседы на разные темы: «Экология – наука о нашем доме», «Береги родной наш край», «Ядовитые дожди и тающие льды», «Шмель жужжит о помощи».
При формировании экологического воспитания в старших классах я использую различные дискуссии, которые способствуют проявлению личного отношения обучающихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску их решений. Например, дискуссии: «Как вести себя в лесу?», «Существуют ли в нашем городе экологические проблемы?», «Мусорная революция».
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры обучающихся, на мой взгляд, представляют собой воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут в нашей стране, в мире. В рамках экологического месячника я провожу экологический праздник «День Земли», цель которого способствовать развитию экологического просвещения, подготовить детей к решению жизненно важной задачи по бережному отношению к природе и любви к родной стране.
По моему мнению, для формирования экологической культуры обучающихся необходимо выполнять экологические проекты. Мои ученики сделали проект «Переработка бытовых отходов в Курчатове». «Наш город – город солнца» - это может сказать каждый житель нашего града, и не только потому, что градообразующее предприятие Курская АЭС, которую в фантазии можно сравнить с миниатюрным солнышком, но и потому, что наш Курчатов – один из наиболее благоприятных городов Курской области в плане экологической обстановки. Единственной экологической проблемой нашего города являются свалки. Решению этой проблемы посвящён проект. Целью нашего исследования является предложение строительства мини – завода по прессованию мусора.
Я считаю, что работа по выполнению экологических проектов повышает экологическую грамотность и экологическую культуру обучающихся. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Поэтому в школе необходимо уделять особое внимание этому воспитанию.
Библиографический список.
Авдеева Н. Н. Экологическое образование и воспитание. Вестник образования 1996 г. №11.
Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры. М. «Владос», 2002.
Вересов Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию школьников. М.93г.
Латышина Д. И. История педагогики и образования. М. Гардарики, 2007.
Николаева С. Н. Юный эколог. М., 1999.
0