Просмотр содержимого документа
«Статья "Этнологические знания на уроках немецкого языка"»
Об использовании этнологических знаний на уроках немецкого языка.
В последние годы возникла настоящая потребность в регионализации образования, связанного со становлением регионального образовательного пространства.
Поэтому в условиях реформирования российского образования одним из направлений его развития становится проблема учета этнического и поликультурного разнообразия российского социума. В новой образовательной доктрине республик, краев и областей РФ все более отчетливо определяется этническая составляющая в региональных курсах литературы, истории, географии, иностранного языка, все более настоичиво утверждается мысль о необходимости внедрения в систему общего образования этнологических знаний, о важности повышения этнокультурологической компетентности выпускников школ и вузов.
Усиление региональной политики в сфере образования способствует выделению, наряду с федеральным, регионального и школьного компонентов. А это, в свою очередь, дало возможность увеличить время на изучение родного края. В этой связи активно разрабатываются программы учебных курсов, направленных на воспитание культуры межэтнического общения, знакомства учащихся с древними традициями своего народа и народов-соседей.
Использование краеведческого и страноведческого подходов при разработке методики изучения своего региона позволит рассматривать родной край на трех уровнях:
локальном и региональном ( географическое краеведение ) и страновом (страноведение).
Внесение в систему общего образования этнокультурных знаний, формирование у молодежи общероссийской идентичности и этнокультурного самосознания, воспитание на их основе современного толерантного человека, является важнейшей педагогической задачей. Работа в этом направлении представляется одним из эффективных путей разрешения существующих и будущих межэтнических и межконфессиональных конфликтов, будет способствовать удовлетворению этнокультурных потребностей всех народов, населяющих нашу страну.
Любовь к малой Родине и стране в целом, гордость природой, историей, культурой и народом земли, где вырос человек, воспитание в школьниках патриотизма, толерантности и этнической конфессиональной терпимости - актуальная задача школьного учителя. Воспитание не только через воспитательные мероприятия, но и через предмет, что в свою очередь повышает воспитательный потенциал «иностранного языка» как предмета и одновременно решается задача повышения интереса к изучению иностранного языка. Этот интерес поддерживается знакомым учащимся материалом об их республике.
В моей методической разработке собранный материал усваивается через систему упражнений, которые обеспечивают ситуативную обусловленность и коммуникативную направленность при обучении немецкому языку. В ней два раздела: Географическое положение Хакасии и Природа Хакасии. Каждый раздел состоит из трех частей: предтекстовых лексико – фонетических упражнений, текстов, послетекстовых упражнений.
Предтекстовые упражнения знакомят учащихся с языковыми единицами текстового материала.
Первичная активизация лексики, ее хоровое проговаривание готовит учащихся к восприятию, осмыслению и пониманию материала текста.
Послетекстовые упражнения способствуют автоматизации навыков владения языковым материалом, говорению по соответствующим темам, развитию коммуникативных навыков.
Большое значение уделяю повторению одного и того же материала в каждой из трех частей для более прочного его усвоения. Упражнения к текстам позволяют учащимся работать самостоятельно.( здесь и работа с ключевыми словами и перевод с немецкого на русский язык и с русского на немецкий язык, и образование языковых структур по аналогии и.т.д.)
Опираюсь в своей работе на знания учащихся, полученные на уроках географии, биологии .Использование географической карты и работа с контурными картами помогает в освоении краеведческого материала, позволяет учащимся легче запоминать и воспроизводить