СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фролова С.В.

Учитель МБОУ «СОШ № 9» г. Камень-на-Оби


Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека как носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности во взаимоотношениях людей, народов, стран.

Формирование толерантной культуры учащихся активно происходит в процессе исследовательской деятельности, в ходе которой они учатся излагать и защищать свои позиции, слушать собеседника, владеть навыками совместной работы, обмениваться социальными ролями, а так же представлять и защищать результат своего труда.



Задачи моей педагогической работы в этом направлении: формирование навыков коммуникативной толерантности как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми посредством исследовательской деятельности.

Обучение навыкам самостоятельного исследования невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения.

«Толерантность - это больше, чем терпимость. Это умение жить с другим ... преодолевая те противоречия, которые между мною и этим другим существуют».

Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях, умеющих продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.

Деятельность педагога по формированию толерантной культуры должна осуществляться как на уроках, так и во внеклассной работе. Важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся - вот позиция толерантного учителя.

Среди умений и навыков, развиваемых в процессе исследовательской деятельности, наиболее важными считаю: умение давать собственную оценку событий и явлений, уважение чужой точки зрения по исследуемому вопросу.

Формы организации деятельности детей: групповая и индивидуальная.

На каждом этапе исследовательской деятельности встречаются определённые трудности: выбор темы, формулировка целей и задач, отбор методов исследования. Большую помощь в решении этих проблем оказывает заинтересованность и желание ребёнка заниматься научной работой. Однако формировать адекватную позицию по отношению к чужому мнению оказывается более сложным, нежели решать научные проблемы. Процесс формирования толерантного сознания и поведения детей довольно длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания идей, установок толерантности со стороны взрослого.

Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на предметах естественнонаучного цикла. Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширение границ толерантности происходит в краеведческих исследованиях.

Реализуя краеведческий подход, исследуя состояние окружающей среды на примере своей местности, мы создаем условия для формирования активной жизненной позиции учащихся в области охраны природы.

Исследовательская деятельность – это не только самореализация творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками – сверстниками и взрослыми. Выступления на конференциях разного уровня способствует приобретению опыта излагать и отстаивать свои мысли, публично выступать.

Определить эффективность деятельности можно по её результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребёнка. Диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников помогают различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ.

Главное, в процессе исследовательской деятельности ребёнок формирует свою Я - концепцию, мировоззрение, устанавливает новые способы взаимодействия с миром взрослых и совершенствует межличностное общение со сверстниками. Моя задача помочь ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений.