СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование полиязычной личности -основа построения конкурентноспособного общества."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование полиязычной личности -основа построения конкурентноспособного общества.

 

 

«Границы моего языка означают границы моего мира»Людвиг Витгенштейн, австрийский философ и логик

 

Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из показателей образованности и уровня культуры, а в некоторых странах и показателем гостеприимности. Реалии сегодняшнего времени таковы, что каждый в нашей стране, кто хочет развиваться, пытается изучить казахский, русский и английский языки

В нашей республике большое внимание уделяется изучению языков. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана отмечена актуальность полиязычного обучения, поскольку «одной из важных ценностей и главным преимуществом нашей страны являются многонациональность и многоязычие». В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., и культурной программе «Триединство языков» глава государства отметил, что знание трех языков важно для будущего детей Казахстана. Было предложено начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков».

В связи  с  этим   как педагог ставлю задачу по формированию полиязычной личности в новом формате, так как это является основой построения конкурентноспособного общества.

Национальный культурный проект «Триединство языков» будет способствовать расширению международных контактов и сотрудничества на всех уровнях, политике интеграции Казахстана в мировое сообщество. Знание казахского, английского и русского языков даст молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям. Сейчас мы делаем первые шаги к внедрению новой модели образования. Следует отметить, что внедряемая программа полиязычного образования, является уникальной и подразумевает параллельное и одновременное обучение на трех языках.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование полиязычной личности -основа построения конкурентноспособного общества."»

Формирование полиязычной личности -основа построения конкурентноспособного общества.





«Границы моего языка означают границы моего мира»
Людвиг Витгенштейн, австрийский философ и логик


Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из показателей образованности и уровня культуры, а в некоторых странах и показателем гостеприимности. Реалии сегодняшнего времени таковы, что каждый в нашей стране, кто хочет развиваться, пытается изучить казахский, русский и английский языки

В нашей республике большое внимание уделяется изучению языков. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана отмечена актуальность полиязычного обучения, поскольку «одной из важных ценностей и главным преимуществом нашей страны являются многонациональность и многоязычие». В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., и культурной программе «Триединство языков» глава государства отметил, что знание трех языков важно для будущего детей Казахстана. Было предложено начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков».

В связи с этим как педагог ставлю задачу по формированию полиязычной личности в новом формате, так как это является основой построения конкурентноспособного общества.

Национальный культурный проект «Триединство языков» будет способствовать расширению международных контактов и сотрудничества на всех уровнях, политике интеграции Казахстана в мировое сообщество. Знание казахского, английского и русского языков даст молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям. Сейчас мы делаем первые шаги к внедрению новой модели образования. Следует отметить, что внедряемая программа полиязычного образования, является уникальной и подразумевает параллельное и одновременное обучение на трех языках.

Суть платформы в стратегии «Триединство языков» определена таким образом: изучение казахского языка - как государственного, русского – как языка межнационального общения и английского- как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Обсуждая государственно–важную проблему качественного образования, мы знаем, что развивающемуся обществу нужны люди, владеющие тремя языками. Модель выпускника школы должна быть ориентирована на этот образ. Поэтому помочь становлению гармонично развитой личности можно лишь тогда, когда созданы определенные условия.

Многоязычие сегодня становится важнейшим фактором духовной жизни современного поликультурного мира. Поставленная цель очень высока и благородна: её реализация открывает просторы для взаимодействия языков и культур. Разумное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность быть коммуникативно-адаптированными в любой среде. У выпускников появятся реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение.

В своем выступлении хочу поделиться опытом работы по обучению учащихся русскому языку в казахских классах. Не могу скрыть факт, что приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети, хорошо владеющие родным языком, плохо знают русский язык. И, наоборот, владеют русским языком, но слабо знают и не говорят на казахском; с интересом изучают английский, при этом не считая нужным говорить по-казахски. Есть среди учащихся некоренной национальности, которым тяжело дается изучение казахского языка. Детям необходима помощь учителя, заинтересованность родителей и поддержка учителей-предметников.

Целью обучения в школе следует считать говорение, чтение, аудирование как средства общения.


Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения.


Инновационные технологии на уроках


Каждый преподаватель старается ответственно подойти к подготовке урока, разработать его интересно, познавательно и занимательно.
А сколько сейчас открылось возможностей разнообразить, украсить, творчески подойти к этому: тут тебе в помощь и Интернет, и различные презентации, и творчество как коллективное и заимствованное у других, так и собственное. 
Есть желание, и преподаватель будет создавать, воплощать свои идеи, заинтересовывать своих учащихся. Изучение русского языка как иностранного носит немаловажный характер, так как в Казахстане ведется политика трехязычия.
Иными словами, идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.

Полиязычие для меня - не только высокая цель, поставленная нашим Президентом, к которой каждый должен стремиться. Понятие «полиязычие» для меня как для педагога наполнено ещё и некоторыми аспектами профессионального плана. А именно:

осуществление межпредметных связей на уроках, интегрирование;

расширение кругозора учащихся и культурное взаимообогащение путем овладения тремя языками,
-воспитание толерантности и интернационализма.

Моя задача на начальном этапе работы над развитием полиязычия - показать детям, что языки, хоть и в ограниченных временем урока пределах, могут быть средством общения и передачи информации.  Есть небольшой опыт того, что на уроке приветствие начинаю на английском языке, новую тему, опрос веду на русском языке, рефлексию -  на казахском.

У учащихся младшей возрастной группы очень силён мотив любознательности к языкам, велико желание общаться друг с другом И я убеждена, что использовать эту их психологическую особенность при обучении языкам можно и нужно. Первый шаг в этом направлении -диалоги и полилоги «Приветствие», « Знакомство». Я предлагаю детям коммуникативную ситуацию : встреча на международной конференции граждан Казахстана, России и Великобритании, оставляя за детьми свободу выбора фраз для построения общения. Таким образом получается несколько вариантов полилогов.

ҚАЙЫРЛЫ ТАҢ! GOOD MORNING! ДОБРОЕ УТРО Мы рады видеть тебя!

Отбор текстового полиязычного материала для средней и старшей возрастных групп можно осуществлять по таким критериям, как

-доступность с точки зрения языковых средств,

- актуальность проблематики с позиций общечеловеческих ценностей и с точки зрения проблем современности,

соответствие речевому и жизненному опыту учащихся.

Задания для работы на уроке и дома можно разработать разного уровня сложности, потому что степень подготовки, развития и языковых возможностей учащихся диктует необходимость дифференцированного подхода. В этом случае все получают возможность участвовать в работе.

Найти в текстах международные слова, не нуждающиеся в переводе.

Выбрать из текстов ключевые слова и выражения.

Вставить в предложения слова по смыслу.

Найти предложение, в котором сформулирована основная мысль.

Придумать вопрос, ответом на который являлось бы такое-то предложение или определённый абзац.

Можно составлять задания к текстам, построенные на сравнительном лексическом и грамматическом анализе трёх языков. Пословицы и поговорки на трех языках.

Использование преподавателями инновационных методов, методов формирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), методов формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс учителями и учащимися новых технологий (презентаций учебного материала, электронных пособий,  аудио- и видеоматериалов и пр.) – все это призвано активизировать процесс языкового обучения и способствовать эффективности усвоения языков.

Выводы и предложения

Так в наше время знание языков приобретает все большее значение. Нам, педагогам, нужно способствовать достижению культуры полиязычия. Как говорил ученый В.Ш.Чернышев: «Школа должна развивать язык». Установлено, что развитие интереса к изучению и говорению на двух-трех языках повышает интеллектуальную активность и самостоятельность учащихся, способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию.

На мой взгляд, для дальнейшего успешного развития полиязычного образования необходимы плавные шаги-переходы и предлагаю такой план.

1. Разработка и приобретение (обеспечение) учебно-методических

комплексов, учебников, включая словари.

2. Создание программ по полиязычному обучению, учебной литературы, электронных учебников разного уровня обучения.

3. Разработка инновационных методик полиязычного образования.

4. Привлечение к процессу обучения родителей учеников.

5. Создание творческих групп учителей-языковедов.

6. Введение полиязычных кружков и факультативных занятий

(Подходить индивидуально, в зависимости от языка обучения и

национального состава проживающего населения данной местности. Рис.1)

 



Таким образом, язык можно изучать не как предмет, а использовать его как инструмент по получению знаний. Если ученик знает язык, то он сможет добыть знания самостоятельно, а не принудительно ради отметки в журнале. Языковому воспитанию детей нужно уделять особое внимание и поощрять учеников, стремящихся к высокой культуре полиязычия. Двуязычие и полиязычие в наше время - реальное и необходимое явление для построения конкурентноспособного общества.