СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является представлением опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ "Гимназия № 25" города Курска на городском семинаре 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Выступление на семинаре для учителей русского языка и литературы


Заместитель директора

МБОУ «Гимназия № 25» города Курска

Назарова Оксана Викторовна


«Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»


Эпиграфом к содержанию темы обучающей площадки сегодня станет высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева

«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан)

заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором

он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ

своего интеллектуального развития – чтение».


Д.С. Лихачев

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью  общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.









На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению. Рисунок 1



























Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр.

ФГОС включают в освоение основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения».

Под смысловым чтением понимается:

● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

● определение основной и второстепенной информации,

● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,

● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Смысловое чтение– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

 осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

 определением основной и второстепенной информации;

 формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

 в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

 в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.





















Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. Рисунок 2































Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Чтение является важнейшим средством социализации учеников. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Решение обозначенных проблем возможно только через подъём читательской культуры, воспитание грамотного читателя. Не случайно среди задач модернизации системы российского образования чтению отводится особая роль: именно чтение во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать,  каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать.

Конечно, формирование компетентного читателя всегда являлось важнейшей задачей учителя-словесника. Но сегодня, в связи с глубокими переменами, происходящими в современном образовании, выдвигаются в качестве приоритетной проблема использования таких технологий обучения и воспитания, которые способствовали бы решению новых стандартов образования. Формирование навыков смыслового чтения и осмысленной работы с текстом осуществляется всеми учителями гимназии. Сегодня на семинаре мы представим опыт работы в данном направлении через представление разных технологий, например таких, как технология развития критического мышления (урок-исследование, урок открытие, урок-практикум), технология проблемно-диалогического обучения (бинарный урок, урок диалога смыслов) и приемов смыслового чтения:

Среди приемов смыслового чтения выделяются:

Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием , эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и другие приемы.)

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

Опыт работы учителей русского языка и литературы гимназии по теме «Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы» был представлен и обобщен на педагогическом совете в 2015 году.