СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетно. Большие возможности для этого представляет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

В настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетно. Большие возможности для этого представляет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

С 1 сентября 2013 года МБОУ «Гимназия 12» работает в режиме областной пилотной площадки по реализации федерального государственного образовательного стандарта (в дальнейшем ФГОС). Как следует из стандартов второго поколения, современная модель учебного процесса, ориентирована на активацию самостоятельной работы учащихся. Реализация этой модели в общеобразовательной школе требует внедрения новых подходов к организации процесса обучения.

Большая роль в формировании универсальных учебных действий отводится именно математике, которая является одним из основных предметов общеобразовательной школы. Поскольку в первую очередь при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта как: математическая интуиция, логическое мышление, пространственное мышление. Так решение любой математической задачи требует четкой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму, либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решению задачи), коррекции результата в случае необходимости. Например, при изучении новой темы на уроках, новый материал выдается не в готовом виде, а учащиеся должны самостоятельно, опираясь на уже имеющийся «багаж» знаний, сформулировать правило, составить алгоритм для решения поставленной задачи. Считаю, что это обеспечивает формирование познавательных действий, а так же более успешное усвоение нового материала.

Формирование коммуникативных действий. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.

Формирование регулятивных действий обеспечивает использование действий контроля, приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащиеся выполняют тесты или пишут математические диктанты, затем проверяют ответы сами, либо обмениваются тетрадями, тем самым проверяя объективность самооценки.

Формирование личностных действий: обеспечивает умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Чтобы ученик начал «действовать» необходимо на уроках создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.

В условиях государственных образовательных стандартов только технологии могут обеспечить высокий уровень качества образования, соответственно более успешное формирование универсальных учебных действий. Свой выбор я остановила на технологии проектирования учебного процесса академика В.М. Монахова. Данная технология направлена на повышение качества обучения, создание условий для уровневой дифференциации процесса обучения с учетом личностных особенностей учащихся. Она помогает существенно усилить роль учащихся в учебном процессе. Технологические карты указывают не только на те знания, которые необходимо сформировать, но и на те проблемы, которые могут возникнуть, как их скорректировать и как предотвратить возможные затруднения.

В условиях ФГОС только технологии могут обеспечить высокий уровень качества образования и успешное формирование универсальных учебных действий.



Литература:

  1. Монахов В.М. Методология проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград.: Перемена, 1995.-152 с.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий/ Под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой.-М.: Просвещение, 2010.-160 с.