В каждой современной школе центральным вопросом является вопрос о мотивации учения. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования, т.е. является важным фактором для повышения продуктивности учебного процесса и во многом определяет успешность учебной деятельности. Мотивационная сфера – ядро личности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, приводит к правонарушениям.
Диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показывает, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у некоторых она находится на стадии формирования, у некоторых учащихся не сформирована, и только у небольшого процента учащихся она сформирована. Поэтому с первого класса следует проводить целенаправленную работу по формированию мотивации учения, т.к. младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Работа же по формированию мотивов учения ведется в начальной школе по трем блокам: эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный. Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Приемы, используемые учителями:
1) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
2) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование шуточных задач музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных моментов.
Главная задача мотивационно-целевого блока состоит в том, чтобы обучить учащихся целеполаганию, для осознания целей учения и их реализации. Приемы, используемые учителями:
1) создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
3) использование разноуровневых заданий, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
4) соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала, т.е. практическая направленность.
Главная задача познавательного блока направлена на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Приемы, используемые учителями:
1) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
2) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
3) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
4) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Существует два типа мотивации деятельности - мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания неудачи. Эти два вида формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте и приобретают известную стабильность.
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям и способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель младших классов использует, конечно, свои методы, формы, приёмы для формирования мотивации.
Надо еще сказать, что одним из важных средств формирования мотивации является внеклассная работа. Учителя нашей школы проводят интеллектуальные игры по предметам, викторины, праздники по всем параллелям. Проводятся групповые занятия по работе с одарёнными, неуспевающими детьми. Проводятся кружки различной направленности.