(анкета – Жданова И.В.
1 | Фамилия, имя, отчество автора (ов) | Жданова Ирина Викторовна |
2 | Название статьи и количество страниц | Игра как ведущая деятельность у младших школьников количество страниц: 5 |
3 | Название конференции и секции | «Российская наука в современном мире». Секция 13. Педагогические науки |
4 | Место работы (полное название учреждения, без сокращений). Город | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24». Город Абакан |
5 | Должность, ученая степень, звание | Учитель немецкого языка |
6 | Почтовый адрес (с индексом) на который следует выслать сборник материалов конференции | 655004 Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Некрасова, д. 25, кв. 265 |
7 | E-mail | [email protected] |
8 | Телефон для контактов | 89020106629 |
9 | Необходим ли журнал в печатном виде? (1экз. 350 руб.) | да (1 экз. 350 руб.) |
10 | Нужна ли справка, о факте принятия материалов к печати (да/нет) | да |
11 | Необходим ли диплом участника конференции (да/нет) (150 руб.) | да (150 руб.) |
Тема письма: «Игра как ведущая деятельность у младших школьников», секция 13. Педагогические науки, Жданова И.В.
Секция 13. Педагогические науки. Автор – Жданова И.В.
Тезисы
Обучение детей младшего школьного возраста легко организовать на произвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая остается одним из ведущих видов деятельности детей.
Игра имеет большое значение для воспитания личности школьника и формирования черт его характера.
Во время игры развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение.
Игра создает благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогает детям «проживать» воображаемые ситуации и ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, способствует психологической устойчивости и снимает уровень тревожности.
Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игра способствует интенсивному применению лексики, развивает чувство языка.
Игра имеет не только обучающее значение, она может стать средством формирования познавательных интересов учащихся.
Игра на уроках иностранного языка один из основных способов достижения всех задач обучения – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Не следует, смотреть на игру как на обязательное учебное задание. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре увлечет детей, что будет полезно повторить. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: - создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
Игра как ведущая деятельность у младших школьников
Жданова И.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
Россия, Республика Хакасия, город Абакан
Аннотация. В статье рассматривается игровая деятельность на уроках иностранного языка у младших школьников, как один из основных способов достижения всех задач обучения. Приводятся некоторые примеры игр, которые используются при организации обучения иностранному языку.
Аннотация. В статье рассматривается большие потенциальные возможности игры на уроках иностранного языка, как один из основных способов достижения всех задач обучения иностранному языку. Приводятся некоторые примеры игр, которые используются при организации обучения иностранному языку.
Ключевые слова: мыслительная и речевая активность, интерес, внимание, воображение, практическое овладение языком.
Изучение иностранного языка в начальной школе способствует формированию коммуникативности как свойства личности, произвольности внимания и запоминания, лингвистической наблюдательности, самостоятельности, планирования речи, самоконтроля.
Особенность организации речевой деятельности на уроке иностранного языка в том, что обучение детей младшего школьного возраста легко организовать на произвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая остается одним из ведущих видов деятельности детей.
Большое значение игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать свои последовательные действия, умение остановить свои желания и подчиниться коллективу, правилам игры. В процессе игры воспитывается умение преодолевать трудности, тренируется воля ребенка. Игра развивает чувство товарищества и чувство ответственности. Соревновательный характер в игре, способствует усилению работоспособности.
Во время игры развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. Желание первым решить задачу в игре, найти ответ на вопрос вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.
Игра создает благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогает детям «проживать» воображаемые ситуации и ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, способствует психологической устойчивости и снимает уровень тревожности.
Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игра способствует интенсивному применению лексики, развивает чувство языка. Развивающее значение игры заложено в самой природе, так как игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, интерес, внимание, воображение.
Игра имеет не только обучающее значение, она может стать средством формирования познавательных интересов учащихся, так как при подготовке к игре учащиеся могут включаться в разнообразную познавательную деятельность. Школьники обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам.
Преимущества и специфика игры заключаются в том, что учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Выбор приемов обучения подразумевает использование элементов интенсивной методики, познавательных и ролевых игр, драматизации, театрализации. Игровые приемы бесконечно разнообразны. Следует учесть то, что если дети выполняют по очереди некоторые действия по правилу, но не получают индивидуально значимого результата, не делают хотя бы самый элементарный выбор, поступают механически, - это нельзя назвать игрой. Необходимо помнить, что игра на уроках иностранного языка – не просто коллективное развлечение, а один из основных способов достижения всех задач обучения – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор. К игре как виду детской деятельности необходимо соблюдать основные требования: наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, по которому будут действовать дети; обязательное осознание детьми правила и результата игры; соблюдая которые можно достичь данного результата; возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной игре.
Игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.
Вот некоторые примеры игровой технологии, которая удачно использовалась при организации обучения иностранному языку младших школьников для запоминания лексики по темам: «Овощи», «Фрукты», «Внешность», «Животные». После знакомства с лексикой по изученной теме, раздаются группам карточки, на которых написаны буквы или слоги. Задание: составьте слово.
Эта игра тренирует память. Используется для запоминания слов или цифр. Берется красочная картинка, делится на сектора. Каждый сектор должен быть отмечен словом (или цифрой). Раздать эти сектора детям. Играющие должны собрать картинку из секторов. Кладя карточку на соответствующее место, ребенок должен правильно произнести слово (цифру).
Игра «Угадай-ка» оживляет урок и побуждает каждого школьника к активной речемыслительной деятельности. Ребенок выходит к доске. Закрывает глаза. Ему одевают маску животного. Он должен задать несколько вопросов о животном, угадать, маска какого животного надета на нем.
Память младшего школьника непроизвольная, он быстро и без труда запоминает то, что ему нравится, поэтому игра «Мой любимый сказочный герой» проходит на «ура». Задание: команды представляют друг другу рассказ-загадку о любимом сказочном герое, не называя его имени. Ребята из противоположной команды должны отгадать «кто это».
При работе с текстами можно применить такую форму, как «джигсо». Команды получают различные тексты (сказка, стихотворение, письмо), не видя оригинала, логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Можно задачу усложнить, дать два разрезанных текста, они перепутываются и их надо логически составить.
Не менее важно включать в обучение сюжетно-ролевые игры. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Учитель представляет ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Например, разыгрывается сцена в спортивной секции. Ученик – член этой секции приводит сюда своего друга, рассказывает о нем, убеждая руководителя секции, что его друг должен быть принят в данную секцию. Сама ситуация диктует линию речевого поведения. Ролевая игра: “Друг потерялся”. Представьте, что вы в Германии в туристической поездке. Ваш друг потерялся. К вам подходит полицейский и просит описать внешность.
Возможности использования театральных постановок при обучении иностранному языку остаются предметом самого живого интереса. Использование театральных средств на уроке стимулирует нестандартность мышления, развивает творческий потенциал учащегося, психосоциальную сферу: развиваются художественные, артистические, изобразительные умения. Большой интерес, вызывающий мотивацию к изучению немецкого языка, представляет самостоятельное составление сценария, подбор музыки, создание декораций - все то, что так необходимо для обеспечения театрального действия.
Не следует, смотреть на игру как на обязательное учебное задание. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре увлечет детей, что будет полезно повторить. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: - создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку; - сделать урок интересным, но не развлекательным; эффективным, а не просто эффектным. Обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решить учителю, работающему с учащимися младшего школьного возраста.
Список литературы
Монографии, диссертации:
Бейсенова Р.Д. Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной творческой деятельности учащихся.// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар.науч.конф.
(г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – с.139-142
Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2003.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1979
Статья из журнала:
Захаркина С.В., Ерхова У.Л., Атамчук Е.С. Театр - языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку. – Иностранные языки в школе. №8, 2006.