Инновационные технологии формирования навыков коммуникативного общения у учащихся коррекционной школы VIII вида.
Общение – это условие объединения людей для выполнения совместных действий; главный инструмент обучения и воспитания новых поколений, при - общения людей к цивилизации и культуре; средство эмоциональной поддерж - ки, необходимое условие для счастья и здоровья человека; средство передачи жизненного опыта от одного человека к другому.
Просмотр содержимого документа
«статья.Инновационные технологии формирования навыков коммуникативного общения у учащихся коррекционной школы VIII вида»
Дукачева М.В.
Инновационные технологии формирования навыков коммуникативного общения у учащихся коррекционной школы VIII вида
ГБС(К)ОУ школа – интернат ст. Полтавская
Общение – это условие объединения людей для выполнения совместных действий; главный инструмент обучения и воспитания новых поколений, при - общения людей к цивилизации и культуре; средство эмоциональной поддерж - ки, необходимое условие для счастья и здоровья человека; средство передачи жизненного опыта от одного человека к другому.
Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодейство - вать с социумом. Это требует хороших коммуникативных навыков. В то же время, в отношениях воспитанников в классе можно наблюдать грубость, бестактность, отсутствие сочувствия и взаимопонимания.
Одну из целей своей работы с классом я сформулировала так: развитие коммуникативной компетентности у учащихся класса.
План работы включает: изучение и обобщение теоретических материа - лов; анализ собственной педагогической деятельности; отбор практических методов, упражнений и игровых ситуаций на уроках и во внеурочной деятель - ности.
Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс общения.
Отличительной чертой подростков с интеллектуальной недостаточнос -тью является тугоподвижность, инертность психических процессов, в силу чего они склонны к застреваниям; к стереотипности в мышлении и действиях. Нарушение мышления у них не только определяет особенности познаватель - ной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. Такие дети недостаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменять поведение в зависимости от нее. Таким образом, коммуникативная компетенция у уча -щихся предполагает формирование следующих умений: умение выражать свои мысли (устно и письменно), представить себя, написать анкету, заявле -ние, письмо, задать вопрос, высказывать свое мнение; умение сопереживать, понимать другого; умение сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями, выстраивать взаимоотношения с окружающими; умение вырабатывать собственное мнение на основе опыта, идей и представлений.
В этом направлении основной задачей является система работы учителя на всех предметах. Полученные обучающимися знания и умения являются средством для организации их речевой деятельности. Использование разно - образных форм работы на уроках, соотношение их с возможностями каждого ребенка создают условия для преодоления типичной для наших детей пас - сивности и для повышения мотивации к различным видам деятельности, в том числе и речевой.
Для развития у воспитанников коммуникативных навыков и эмоций, готовности к пониманию других людей и их поступков в своей работе я использую следующие методы: убеждение, внушение, стимулирование, требования и упражнения, самовоспитания, коррекции поведения, самокор –рекции.
Работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков и внеурочных занятий. Успешность этой работы зависит от общей организации занятия, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы.
Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить подростков знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире.