Обобщение педагогического опыта «Использование ИКТ на примере интерактивных презентаций»
Слободян Е.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 им. Г.В. Кравченко» г. Вуктыл Республика Коми
2017 год
Обобщение педагогического опыта
«Использование ИКТ на примере интерактивных презентаций»
Слободян Елена Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 им. Г.В. Кравченко» г. Вуктыл Республика Коми
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения. Особое влияние они оказывают на наших детей. Сегодня даже младшие школьники становятся уверенными пользователями ПК.
Актуальность. Учитывая реалии дня, меняется роль учителя в информационной культуре. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты.
Практическая значимость. Интерактивный характер презентации предоставляет возможность ученику принять непосредственное участие в ходе усвоения учебного материала, что делает процесс обучения более активным, в отличие от презентаций-визуализаций, в которых учащиеся выполняют пассивную роль и воспринимают уже «готовые» знания. Таким образом, интерактивные презентации повышают интерес к изучению предмета, а также наилучшим образом приспособлены для использования в процессе организации самостоятельной учебной деятельности.
В своей практике я активно использую интерактивные презентации, выполненные в программе PowerPoint, как на уроках, так и в организации внеклассной и внеурочной деятельности, при работе с родителями.
Презентация означает представление для общественности чего-либо нового. В наше время главной целью "презентации" является информация об объекте, которую нужно донести до учащихся в простой и удобной мультимедийной форме.
Мультимедийные презентации - это эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.
Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках. Обычные мультимедийные презентации чаще всего представляют обучающимся какой-либо информационно-наглядный материал. В своей работе я использую не только обычные презентации, но и интерактивные.
Что же такое интерактивная презентация?
Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком. Интерактивность подразумевает участие или влияние пользователя на процесс презентации. Пользователь управляет интерактивной презентацией, указывая курсором на нужный объект и выполняя щелчок кнопкой мыши. Компьютер отвечает на действия пользователя выдачей запрашиваемой информации. В программе PowerPoint интерактивность можно создать с помощью гиперссылок и управляющих кнопок.
Интерактивные презентации я использую:
Как сопровождение объяснения темы урока.
На обобщающих уроках в форме игры.
Как информационно-обучающее пособие.
Как тренажёр для отработки учебных навыков.
В качестве пособия для контроля знаний учащихся.
Для проведения интеллектуальных игр и предметных олимпиад.
В работе с родителями (на родительских собраниях, внеклассных мероприятиях).
Интерактивные презентации играют важную роль в обучении: обучающихся привлекает новизна, занимательный характер и элементы неожиданности; повышается познавательный интерес и мотивация к учебной деятельности; формируются навыки самоконтроля.
Применение интерактивной презентации для самостоятельной работы учащихся требует специальных условий организации. Так как интерактивная презентация (тренажёр, учебное пособие) создается для самостоятельной индивидуальной работы или работы в малых группах, ее применение на уроках возможно только при полной компьютеризации класса. Тогда каждый ученик, находясь за персональным компьютером, работает с интерактивной презентацией под непосредственным руководством и контролем учителя. В таких условиях интерактивные презентации могут использоваться как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Мой кабинет оснащён только одним компьютером, экраном и проектором, поэтому я могу организовать работу с интерактивной презентацией только фронтально для всего класса или для групп учащихся. Поэтому интерактивные презентации для самостоятельной работы используются учащимися индивидуально дома (например, тренажёры, учебные пособия). Разработанные интерактивные презентации на электронных носителях передаются учащимся с чёткими инструкциями по организации самостоятельной учебной деятельности. Такие задания привлекают учеников своей нестандартностью.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Область применения интерактивных презентаций практически не имеет границ, просто нужно сначала поставить цель, а под неё уже искать решения.
Накапливать свой опыт в создании и применении интерактивных презентаций я начала в 2011 году. Почему я стала создавать такие презентации? Просто меня притягивала новизна, хотелось научиться тому, что я ещё не умею. Мотивом послужили курсы повышения квалификации по программе «Особенности введения ФГОС нового поколения в систему НОО». Я начала изучать теоретический материал по теме «Мультимедийные презентации», знакомилась с работами коллег (через Интернет), занималась самообразованием, самообучением в создании интерактивных презентаций. За этот период я многое узнала и многому научилась. Таким образом, сформировался личный опыт. Своим опытом я делюсь с коллегами на педсоветах и заседаниях школьного методического объединения. Провела мастер-класс по созданию интерактивных презентаций на заседании районного методического объединения. Представила свой опыт на I Муниципальном педагогическом фестивале «Реализация ФГОС как механизм инновационной деятельности педагога». Своими наработками делюсь с коллегами через Интернет. Участвую в различных дистанционных фестивалях и конкурсах, где представляю свои интерактивные презентации.
Целью обобщения моего педагогического опыта является систематизация разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных презентаций, создание собственной медиатеки, в которую входят лучшие интерактивные презентации.
Медиатека состоит из следующих разделов:
1.Математика: «Игра с пчёлками» (тренажёр «Сложение и вычитание в пределах 10»; 1 класс); «Поймай рыбку» (тренажёр «Сложение и вычитание в пределах 20»; 1 класс); «Раскрась флажки» (тренажёр «Уравнение»; 2 класс); «Олимпиада по математике» (внеурочная деятельность; 2 класс) и др.
2.Русский язык: «Словарные слова» (учебное пособие; 1 класс); «Думай, смекай, разгадывай РЕБУСЫ» (1-3 класс); «И в шутку и всерьёз» (занимательные задания; 2 класс) и др.
3.Окружающим мир: «В мире животных» (игра; 1 класс); «Знатоки и эрудиты» (интеллектуальная игра; 1-4 класс) и др.
4.Внеклассные мероприятия: «Заморочки из мешочка» (интеллектуальная игра; 3-4 классов); «Русская весна» (час поэзии; 3-4 класс); «Тайна зелёных листьев» (занятие по экологии; 1-3 класс) и др.
5.Краеведение: «Поле чудес «Моя малая родина - Вуктыльский район» (игра; 2-4 класс); «Поле чудес «Моя Республика Коми» (игра; 2-4 класс); «Люби и знай Коми край» (интеллектуальная игра; 10+); «НП «Югыд ва» (информационно-учебное пособие; 9+) и др.
6.Работа с родителями: «Страна, семья и я. Наши права и обязанности» (родительское собрание с участием детей).
Хочется отметить, что учащимся моего класса очень нравятся такие интерактивные презентации. У них появляется желание создавать не только обычные презентации, но и интерактивные. С учащимися, которые проявляют желание творить, используя программу PowerPoint , я занимаюсь дополнительно после уроков, провожу групповые и индивидуальные занятия. Например, в 2016-2017 учебном году учащиеся моего класса создали следующие интерактивные презентации:
- «Дети герои ВОВ» информационное пособие;
- «День птиц» познавательная игра;
- «Что? Где? Когда? Почему? - Загадки природы» познавательная игра;
- «Золотое кольцо России» игра к уроку обобщения по окружающему миру;
- «Коми промысловый календарь» игра (продукт исследовательского проекта).
Один из моих учеников участвовал с интерактивной презентацией под названием «Цветы» в III Международном конкурсе «Радуга презентаций» и стал победителем в номинации «Детские презентации». Я горжусь таким результатам. Радует меня и то, что у учащихся моего класса появляется желание создать что-то новое, интересное с помощью компьютера.
Имя опыт создания интерактивных презентаций и организации эффективной работы по их применению, не останавливаюсь на достигнутом. Я продолжаю работу в данном направлении с целью совершенствования профессиональных умений и навыков в области использования информационных технологий.
2