СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Использование материалов школьного музея на уроках истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Использование материалов школьного музея на уроках истории»

Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование материалов школьного музея на уроках истории»»

Использование материалов школьного музея на уроках истории.



Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает его гуманистический характер. Естественно, что на уроки гуманитарного цикла ложится особая ответственность за воспитание патриотизма, гражданственности, взаимоуважения и ответственности. Уроки истории – это одна из возможностей для учащихся соприкоснуться с прошлым и почувствовать, что это история государства, гражданином которого ты являешься.

История нашей школы чрезвычайно интересна. Она началась в 1934 году с открытия школы для переростков, в рамках государственной программы Советской России по ликвидации безграмотности, позднее она была преобразована в восьмилетнюю, а затем в среднюю школу. Но наша школа имеет свою предысторию и начинается она уже в XVIII веке с появлением первого на месте будущего ее адреса здания. Уже одно расположение нашей школы в центре Санкт-Петербурга в особняке Гинцбургов предполагает ее участие во многих эпохальных событиях страны: от строительства Санкт-Петербурга до трех революций, от падения самодержавия до Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, от послевоенного восстановления до перестройки и рождения Российской Федерации. Именно отражение этих событий в материалах школьного музея дает возможность учителю использовать их на уроках истории, а ученикам глубже понять прошлое при изучении тем:

- Северная война. Строительство Санкт-Петербурга.

- Дворцовые перевороты.

- Революция 1905-1907 гг.

- Февральская революция.

- Октябрьская революция.

- Культура, идеология и духовная жизнь советского общества в 1917-1930-е гг. («Культурная революция»)

- Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.

- Повседневная и духовная жизнь в СССР в 1946-1953 гг.

- Советское государство и общество в условиях «перестройки».

На уроках мы часто применяем метод предметной наглядности, с целью усилить восприятие учебного материала. При использовании этого метода представления и понятия учеников формируются не столько на основе рассказа учителя, сколько на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Это помогает не просто знать даты и события, имена исторических личностей и исторические памятники, но и сформировать образные представления и понятия об историческом прошлом. Если при этом используются экспонаты школьного музея, у учащихся не только формируются образные представления, но и возникает чувство сопричастности к историческим событиям. Это является хорошей базой для логического перехода от знакомства с экспонатами к обобщениям и выводам, которые необходимо сделать на уроке.

Кроме того, вещественные и документальные материалы музея помогают учителю выразить социальные отношения прошлого, передать их конкретное проявление, а ученикам помогают понять эти отношения.

Ну и наконец, работа с материалами музея развивает навык анализа исторических письменных источников: документов, писем, мемуаров, архивных справок.… И как правило, интерес к исследовательской работе. Совсем недавно, в апреле 2016 года, мы поздравляли нашу ученицу, Михееву Марианну, которая стала победителем Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». В своем исследовании Марианна представила результаты своей трехлетней работы по изучению истории здания, в котором находится школа № 204, истории семьи его владельцев, баронов Гинцбургов.

Работа с материалами школьного музея на уроках истории, во внеклассных мероприятиях выполняет весомую моральную функцию - знания школьной истории воспитывают гордость за школу, понимание того, что история школы – это часть истории страны, за которую все мы несем ответственность.