СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы "Проектная деятельность обучающихся на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов является актуальным в настоящее время, т. к. сейчас в центре внимания педагогов находится деятельность обучающихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний.

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы "Проектная деятельность обучающихся на уроках немецкого языка"»

Проектная деятельность обучающихся на уроках немецкого языка

(из опыта работы учителя немецкого языка МБОУ СОШ № 9 Пахомовой Н.В.)

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связан он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником И. Х. Килпатриком.

Что же такое метод проектов?

Профессор Полат Е.С. говорит «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути ».

Метод проектов является актуальным в настоящее время, т. к. сейчас в центре внимания педагогов находится деятельность обучающихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Мы должны научить обучающихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проектная технология позволяет это сделать достаточно успешно.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языкуявляется возможность в овладении обучающимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности обучающихся, их самореализации и рефлексии.

  • Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества.

  • Развивать исследовательские умения.

Задачи метода проектов:

  • развить у обучающихся познавательную деятельность, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, развивать критическое мышление;

  • научить обучающихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

  • формировать высококультурную личность, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Какие же бывают проекты?

  1. По содержанию: монопредметные

межпредметные

надпредметные

  1. По методу, доминирующему в проекте: творческие

исследовательские

игровые

информационные

практико-ориентированные

  1. По включённости проектов в учебные планы: текущие

итоговые

  1. По продолжительности выполнения: мини-проекты

средней продолжительности

долгосрочные

5. По количеству участников: коллективные

индивидуальные

групповые

Этапы работы над проектами:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации, анализ возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

В работе над проектом я стараюсь научить ребят

  • развивать активную мыслительную деятельность;

  • ориентироваться в потоке информации;

  • научить анализировать;

  • сопоставлять факты, делать выводы и заключения;

  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • уметь лаконично излагать свои мысли.

В своей работе я использую в основном информационные, поисковые и игровые проекты. Проектная методика требует тщательной длительной подготовки, поэтому использую её в основном при обобщении изученной темы. Учебники немецкого языка И.Л.Бим нацеливают на использование проектной методики при обучении немецкому языку, начиная с младшей ступени обучения. С введением изучения немецкого языка в начальной школе я начала использовать метод проектов со 2 класса. Долгосрочными проектами во 2 классе являются «Праздник Алфавита» и «Книга о себе». Задачи, которые я ставлю перед собой: приобщать обучающихся к систематизации знаний, умению обобщать, делать выводы, развивать их личную мотивацию. «Книга о себе» включает следующие разделы:

  • Я и моя семья;

  • Моё любимое домашнее животное;

  • Моя классная комната;

  • Мои друзья;

  • Хобби и т. д.

Обучающиеся 2 класса с удовольствием рассказывают о себе, изображают свои портреты и портреты своих родственников, рассказывают о своих любимых животных, описывают свою любимую комнату, рассказывают о своём хобби. Эта работа является продолжением и в 3, и в 4 классах.

Обучающиеся третьих – четвёртых классов вовлекаются в проектную деятельность через создание мини-проектов по изучаемым темам. Их задача – продумать, какие слова по теме они представят в своей работе, подобрать картинку или нарисовать рисунок, использовать как можно больше слов для описания рисунка. У обучающихся 3 класса самое любимое время года весна и они интересно подготовились к этой теме. А обучающиеся 4 класса подготовили проект «Животные», работа над которым проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.

3 класс: это проекты по темам «Времена года», «Зимние праздники», «Зимние развлечения», «Моё любимое домашнее животное»

4 класс: это проекты по темам «Летние развлечения», «Как мы проводим время на каникулах», «Школа», «Дом»




В 5 классе на завершающем этапе изучения циклов уроков по теме «Город» обучающиеся выполняют индивидуально или в парах, в группах ряд минипроектов: «Старый немецкий город», «Люди, которые живут в городе», «Улицы города», продуктами которых являются стенгазеты, фотоальбомы, поделки, рисунки. Дети с удовольствием изображают немецкий город, средневековый замок, рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Самым удачным проектом был проект по теме «Старый немецкий город». Работа над этим проектом проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.

В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня. Начинают появляться уже проекты в электронном варианте.

В 7 классе обучающиеся защищают проекты по темам: «Летние каникулы», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Защита окружающей среды», «В здоровом теле - здоровый дух». Наиболее интересна проходит защита проекта по теме «В деревне есть много нового и интересного».

Обучающиеся 8 класса предоставили проект о том, как они провели летние каникулы. В 8 классе при работе над темами “Das Schulsystem”, “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor”, Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” обучающиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.Обучающиеся приглашают своих одноклассников в Германию и рассказывают о том, какие места там можно посетить. В 9 классе обучающиеся представляют свои проекты по темам “Zukunftsplane”, “Ferien und Bucher”. Проектные работы обучающихся 10 класса индивидуальны и разнообразны. Это экскурсии по родному городу и по городам Германии, доклады и рефераты о творчестве великих людей Германии, переписка с друзьями, поездки, путешествия, коллажи, электронные презентации. Работая над проектом «Die erste Liebe» в 10 классе обучающиеся пишут любовные письма своим друзьям и обсуждают проблему любви в своём возрасте. При изучении темы «Kreativ Kultur erleben»обучающиеся 11 класса знакомят друг друга с выдающимися людьми Германии в различных областях жизни.

Использование метода проектов позволяет:

  • 1. улучшить эффективность и качество образования;

  • 2. ориентироваться на современные цели обучения;

  • 3. повысить мотивацию учащихся к обучению;

  • 4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;

  • 5. учитывать страноведческий аспект;

  • 6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

  • 7. реализовать индивидуальный подход;

  • 8. усилить самостоятельность школьников;

  • 9. изменить характер взаимодействия

учителя и ученика;

  • 10. объективно оценивать знания учащихся;

  • 11. повысить качество наглядности;

  • 12. развитие познавательных навыков учащихся;

  • 13.развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • 14.развитие критического и творческого мышления.

Таким образом:

Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими. Это реальная возможность выразить обучающимся свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.