СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость. Г. Лихтенберг 

Просмотр содержимого документа
«статья из опыта работы»

Аболмасова Т.Н., учитель математики и физики МОБУ «Высоконодворская СОШ» Медвенского района Курской области

Что значит «уметь учиться»


То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем

уме дорожку, которой вы сможете воспользоваться, когда

в этом возникнет необходимость.

Г. Лихтенберг

(слайд 1)

В стремительно меняющемся мире главным качеством каждого человека, которое он должен постоянно применять, является умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – вот характеристики деятельности настоящего профессионала.

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо научить школьника учиться, т.е. самостоятельно «добывать» знания.


- ставить цель и организовывать её

достижение;

- ставить познавательные задачи;

- анализировать, делать выводы;

Умение школьника учиться - - понимать проблему и пытаться решить

это умение её самостоятельно;

- давать самооценку своей деятельности;

- иметь опыт восприятия картины мира.

(слайд 2)


Обладать умением учиться - это ….



ИЗУЧАТЬ самостоятельно заниматься своим обучением


ИСКАТЬ находить необходимую информацию и уметь работать с ней


ДУМАТЬ занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё

собственное мнение


СОТРУДНИЧАТЬ уметь работать в группе, в коллективе


ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ уметь организовывать свою работу,

нести ответственность


АДАПТИРОВАТЬСЯ уметь решать проблемы


(слайд 3)


Школьник, умеющий учиться показывает:


  • владение способами деятельности в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

  • владение современными средствами информации;

  • навыки отбора информации, её преобразование, сохранение и передача;

  • навыки работы в группе, коллективе;

  • умение вести диалог;

  • умение выходить на компромисс. (слайд 4)


Особо следует отметить, что в этом случае принципиально меняется позиция учителя.

Главной целью его деятельности является мотивация школьников на проявление инициативы и самостоятельности.

Учитель должен организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным развитие его интеллектуальных способностей.


«Развивающую среду» характеризуют:


  • самостоятельный выбор учащимися;

  • самостоятельная деятельность;

  • осознанность цели работы и ответственность за результат;

  • реализация индивидуальных интересов учащихся;

  • групповая работа;

  • использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам. (слайд 5)


Действия учителя, направленные на создание «развивающей среды»:


- учить учащихся самостоятельно приобретать знания;

- поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно;

- демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении

поставленных целей;

- побуждать к постановке целей;

- побуждать к выражению своей точки зрения;

- включать учащихся в различные виды деятельности;

- применять различные приемы мотивации на учебно-познавательную деятельность;

- создавать условия для проявление инициативы;

- учить высказывать своё понимание проблемы;

- учит высказывать свои предположения и гипотезы;

- учить выслушивать мнение других и принимать их;

- учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы;

- учить определять свою роль в групповой и коллективной работе;

- учить осуществлять самооценку своей деятельности;

- учить работать в группе;

- учить находить своё место в коллективной деятельности сообразно своим

интересам и способностям.

(слайды 6,7)



Требования к уроку:

  • Самостоятельная, творческая деятельность учащихся на уроке.

  • Работа с различными источниками информации: учебником, справочниками, энциклопедиями, словарями, Интернет- ресурсами.

  • Межпредметная интеграция в целях формирования у учащихся целостной картины мира.

  • Побуждение учащихся к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции; поощрение выражения их собственной точки зрения.

  • Связь изучаемого материала с повседневной жизньюи интересами учащихся, характерными для их возраста.

  • Оцнивание достижений учащихся не только отметкой – баллом, но и характеристикой результата.

  • Создание ситуации успеха на уроке, поддержка уащихся, столкнувшихся с проблемой.

  • Использование на уроке интерактивных методов обучения.

(слайд 8)

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и высказывать свое мнение по поводу того, что они знают и думают. Ведущий метод – общение. Организационная форма – работа в парах, группах, учебный диалог, учебная дискуссия. (слайд 9)


Учебная дискуссия. Учебная дискуссия играет важную роль в формировании у учащихся ценностных ориентаций. Главное её назначение в процессе обучения – вовлечение учащихся в активное обсуждение разных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиций.

Для проведения таких дискуссий нужна основательная теоретическая подготовка.

В 9-м классе провожу дискуссию по теме «Использование радиационного излучения: за и против».

Класс делится на две группы. Одна группа отстаивает плюсы этого вида излучения: дешевое, относительно экологически безопасное получение электроэнергии (АЭС); точные методы исследования – дефектоскопия, нейтронография; использование в медицине – облучение раковых клеток; обороноспособность государства и т.д.

Другая группа указывает минусы: повышенный радиационный фон региона, влияние на здоровье человека и т.д.

Дискуссия побуждает учащихся к поиску общего решения – компромисса, и в конце делается вывод о том, что отказаться от ядерной энергии нельзя, но использовать её нужно разумно. В процессе проведения этой дискуссии у учащихся формируются также ценностные составляющие ключевых компетенций: осознание значимости информации в жизни человека, важности человеческого здоровья и состояния окружающей среды, отношение к здоровью и к знаниям как к ценности.


Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад; идет обмен мнениями, идеями, знаниями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения: умение выслушивать мнение других; оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии; вырабатывать совместное решение.

Значительна и воспитательная возможность интерактивных форм работы.

Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися; приучают работать в команде; снимают нервную нагрузку школьников, так как испытывают при этом чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога является создание условий для инициативы. Поэтому здесь осуществляется двойной переход: для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта; для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная же проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся, как условие, обеспечивающее качественное усвоение программного материала. Активные методы обучения – это методы, обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения освоения учебного материала.


Требования к интерактивному уроку:

- урок должен быть эмоциональным;

- темп урока должен быть оптимальным;

- полный контакт учителя с учениками;

- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- смена видов деятельности;

- обеспечение активного учения каждого ученика. (слайд 10)


Структура интерактивного урока (слайд 11)


Этап урока

Методическая цель урока

Примерные методики

1 этап


Мотивация



Объяснение понимания, для чего нужны конкретные знания

«Из истории»,

«Интересные практические задачи»,

«Проблемная ситуация»

11 этап



Сообщение темы, целей и задач




Объяснение понимания уч-ся цели и задач их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока

«Ожидание»,

«Собираем целое»

111 этап


Получение уч – ся необходимого инструктажа

Инструктаж учащихся на выполнение задания.

«Логическая цепочка»,

«Вверх по ступенькам»

1Vэтап


Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

«Мозговой штурм»,

«Компетентность»,


V этап


Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Блиц – опрос»,

«Ты – мне, я – тебе» - вопросы, предполагающие ответы «да»,

«нет»,

игра «Третий лишний»,

«Помощь друга»



Применение интерактивных форм и приемов обучения позволяют учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения: учащиеся сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, при которых каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальные возможности, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Например, использование приема «Ожидание». Сообщаю тему урока, а затем предлагаю учащимся высказать свои ожидания от заявленной темы. Ученики высказывают предположения, что они узнают на уроке по данной теме, для чего эти знания, где они пригодятся.

Что дает этот прием:

  • Узнать, какие вопросы интересуют учеников по теме урока;

  • Выявить первоначальные представления учащихся по теме;

  • Получить информацию о кругозоре учащихся;

  • Помочь детям понять мотивацию темы;

  • Почувствовать себя успешным, знающим;

  • Сравнить достигнутые результаты с «Ожиданием»;

  • Разделить с учащимися ответственность за результат работы над темой урока.

При интерактивном обучении хорошие результаты дает работа в парах, группах.

Использование компьютерных технологий.

Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий:

- урок – лекция - 5%;

- использовании самостоятельного чтения – 10%;

- наглядных и аудиоматериалов – 20%;

- аудиовизуальных материалов 30 – 40%;

- работа в группах 50%;

- практика через действие – 75%;

- использование мультимедийных средств обучения 80 – 85%;

- метод обучения других 90%.

Китайская притча гласит:

« Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

Поэтому усвоения зависимость среднего процента усвоения учебного материала следующая:

10% - читаю;

25% - слышу;

30% - вижу;

50% - вижу и слышу;

70% - обсуждаю с другими;

80% - получил на собственном опыте.

Нужно всегда помнить, что мышление начинается с удивления.


Принципы методики обучения: (слайд 12)

- учебный процесс должен быть ориентирован на достижение поставленной цели;

- учащийся сознательно берет на себя ответственность за собственное обучение;

- ученик учится поиску, обработке и использовании информации;

- каждому ученику предоставляется возможность осваивать учебный материал в индивидуальном темпе;

- показывать и рассказывать «как нужно учиться самостоятельно учиться».


Эффективная организация учебного процесса должна: (слайд 13)


  • быть основана на потребностях учащихся и учитывать их уровень:

  • привлекать учащихся к процессу принятия решений на всех этапах обучения;

  • иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем;

  • быть основана на активных методах обучения;

  • использовать обсуждение и групповые формы работы;

  • показывать, где могут практически использоваться приобретенные знания и умения;

  • обеспечивать возможность для проведения самооценки использования полученных знаний.

Чтобы школьник умел учиться его надо учить учиться.



Как и любую другую деятельность учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

  1. установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика на решение учебной задачи);

  2. обеспечение деятельности (создание условий для выполнения задания);

  3. сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). (слайд 14)

Поэтому необходим комплекс оптимальных приемов, которые способствуют включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивают эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.

 Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником.. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.

Во-вторых, это создание развивающей среды, т.е.

  • создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

  • включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • организация продуктивной групповой работы;

  • обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

  • усиление практической направленности.

(слайд 15)

Рассмотрим более подробно этапы организации учебной деятельности.

  1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Учитель ставит перед собой задачу сформировать у ученика стремление выполнить учебное задание как можно успешнее, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. (слайд 16)

  2. Операционный этап, обеспечение деятельности. Задача учителя – обеспечение ученика заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения задания.

Каждый ученик активно участвует в процессе познания, в процессе «добывания» новых знаний.

Именно на данном этапе неоценима помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность. (слайд 17)

  1. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого ученик должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности.

(слайд 18)

Именно в такой модели складывается познавательная активность ученика как субъекта, выражающаяся в стойкой потребности в самообразовании.

Учитель не столько учит, сколько помогает найти области знания, необходимые для реализации личности конкретного ученика.

Основными приемами, стимулирующими ученика к учению, являются:

проблемные, частично-поисковые, эвристические ситуации, которые создаются на уроке.

Этапы уроков с проблемным заданием включают несколько общих моментов:

  1. постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация (проблемное изложение учителем);

  2. анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи (выявление известных и неизвестных данных, постоянных и переменных величин и пр.)

  3. поиск способа решения проблемы (выдвижение гипотез, критика очевидных решений, использование сходных задач, выдвижение гипотез «от противного» и пр.);

  4. проверка результата.


Еще один достаточно известный прием: подготовка и сообщение новой информации по учебному предмету совершенно по-новому воспринимается учащимися, если ученику присваивается звание – «консультант», «мудрец», «исследователь», «знаток» и др.

В последнее время к приемам интенсивной познавательной деятельности относят самые различные приемы: «круглый стол», «заседание экспертной группы», дебаты, диалоги, «мозговой штурм». Эти формы позволяют каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задания, задачи.

Подобные занятия:

- позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

- создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную,

- позволяют «сжимать» время»;

- психологически привлекательны для учащихся. (слайд 19)

Поэтому в организации учебной работы придерживаюсь следующих

принципов:

  • целью обучения является развитие личности ученика;

  • ученик является субъектом обучения;

  • педагог является организатором и координатором деятельности ученика;

  • задача педагога – не «давать» учебный материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ученика, организовать познавательную и творческую деятельность каждого ученика. (слайд 20)

Перед каждым уроком продумываю возможности для самостоятельного проявления каждого ученика. Предоставляю ученикам возможность задавать вопросы, высказывать свои гипотезы. Организую обмен мнениями. Стимулирую учеников к дополнению и анализу ответов своих одноклассников. Побуждаю учеников к поиску альтернативной информации по новой теме. Стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ученика.

Моя задача, как учителя, - организовать деятельность учеников, работать в сотрудничестве с ними. В этом случае изменяется позиция ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству.

Применяю технологии личностно – ориентированного обучения.

При построении урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения выделяю следующие этапы:

1 этап – организационный.

Каждый ученик отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает сам.

2 этап - подготовительный

Цель этого этапа: обеспечить мотивацию на изучение нового учебного материала, на учебу, актуализировать опорные знания и умения, необходимые для изучения нового материала.

3 этап – усвоение знаний и умений

Каждый ученик активно участвует в процессе познания, в процессе «добывания» новых знаний.

4 этап – контроль и коррекция знаний

На каждом из этих этапов ученику предоставляется право выбора: выбор участия в познавательной деятельности; выбор уровня деятельности, а, следовательно, и заданий.

Цель такого урока: - развитие обучающегося; создание условий, при которых на каждом уроке формируется такая учебная деятельность ученика, которая переводит его в субъекта, заинтересованного в учении, в самообразовании. (слайд 21)

При контроле знаний и умений особое внимание уделяю процессу выполнения заданий, а не только конечному результату: рационально ли выполнено задание, как оформлено решения, применялись ли различные приемы вычисления.

Применяю технологии развивающего обучения. При изучении нового материала часто организую с учащимися исследовательскую деятельность, при проведении которой они приходят к новым знаниям.

Именно на таких уроках школьники учатся «учиться», т.е. самостоятельно «добывать» знания. «Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - писал Л.Н. Толстой. (слайд 22)

Исследовательская деятельность - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ученика к самостоятельному изучению учебного материала. Главная цель исследовательской деятельности – формирование у школьников готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы деятельности. В ходе исследовательской деятельности развивается одно из ключевых умений – умение учиться.








































МОБУ «ВЫСОКОНОДВОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





























Что значит «уметь учиться»



Аболмасова Т.Н., учитель математики

и физики





















2015 г.