Министерство образования республики Башкортостан
МОБУ СОШ д. Улукулево муниципального района
Кармаскалинский район
Статья в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции «Качество образования: проблемы и перспективы». Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ д. Улукулево
Паниченко А.А.
2013 год
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников как условие преемственности дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
Паниченко А.А., учитель начальных классов
МОБУ СОШ д. Улукулево муниципального района
Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Компетентностный подход - результат новых требований, предъявляемых к качеству образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. », в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентносный подход. Что же он собой представляет?
Под понятием «компетентностный подход» имется ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальных (предметных) компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности ученика. Компетентность, как результат обучения, является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельтностного опыта.
При компетентностном подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени обучения.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» (Л. С. Выготский). Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических форм активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях». В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением федеральных государственных требований в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств личности, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей. Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.
Важным показателем преемственности является информация об уровне готовности ребенка к школе.
Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно принять обоснованные управленческие решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.
С начала 90-ых в МОБУ СОШ д. Улукулево составляется перспективное планирование – списки будущих первоклассников, где указываются все данные о детях и родителях. Главный акцент делается на тот факт – посещает ли ребёнок дошкольное образовательное учреждение. Если воспитывается дома, то в каких социально-бытовых условиях находится ребенок, комфортно ли ему дома, есть ли у него игрушки, соответствующие уровню его возраста.
Учителя начальных классов МОБУ СОШ д. Улукулево – постоянные гости в сельских ДОУ «Родничок» и «Малышок». Сотрудничество с педагогами-воспитателями, знакомство и тесный контакт с будущими учениками, посещение занятий, различных мероприятий стало для учителей начальных классов нормой. Кроме того, в течение года учителя будущих первоклассников посещают дома своих будущих учеников, знакомятся с их социально-бытовыми условиями.
В каждом образовательном учреждении Кармаскалинского района в начале учебного года традиционно проводится мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе.
Так, в МОБУ СОШ д. Улукулево для определения готовности первоклассников к обучению в школе используется комплексный адаптационный ресурсный подход. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе проводится на основе программы отбора в первый класс, единых методик и инструментария, разработанного коллективом учителей начальных классов, педагога-психолога школы и социального педагога, с учетом пожеланий учителей старшего звена и требований программы для средней школы.
Программа отбора в первый класс состоит из ряда последовательных этапов – заданий, различающихся по степени сложности и уровню предъявляемых требований (Е. И. Рогова «Настольная книга практического психолога» кн. 1). Общее количество применяемых заданий зависит от большего или меньшего количества детей, выполнивших предыдущее задание.
Первый этап. Ориентировочный тест «школьной зрелости» Керна – Йирасека:
Задание 1. Рисование мужской фигуры.
Задание 2. Имитация написанного текста.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
Второй этап. Кодирование (Д. Векслер). Домик (А. Прихожан). Графический диктант (Д. Эльконин). На втором этапе вместо методики «Кодирование» можно применить методику «Домик» А. Прихожан и «Графический диктант» Д. Эльконина.
Третий этап – ориентировочный тест «школьной зрелости» (на вербальное мышление) Йирасека.
Первый этап дает общее представление об уровне психического и интеллектуального развития ребенка, определяет развитие тонкой моторики руки, координацию зрения и движения руки, что необходимо в школе для овладения письмом, а также способности к подражанию, которая необходима в школьном обучении.
Второй этап определяет уровень развития произвольной сферы, от которой зависит успешность обучения в первом классе. Здесь выявляется три параметра: развитие произвольного внимания, произвольной памяти и умения действовать по правилу.
Третий этап определяет уровень развития вербального мышления ребенка – такие мыслительные операции как сравнение, выделение общих и существенных признаков, обобщение, установление причинно-следственных связей (закономерностей) – сформированность понятий и общую осведомленность.
Указанный диагностический материал был апробирован в школе много лет назад. Социально-педагогический контекст отслеживается с помощью специально разработанных анкет.
Методика включает:
1. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.
2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).
3. Таблицы для фиксации результатов обследования.
4. Анкету для учителя начальной школы (в электронном виде)
5. Анкету для родителей.
6. Карту первоклассника.
7. Формы для списков школ, учителей и учащихся.
8. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся.
Проведенные обследования в школе показали, что 75%-80% детей готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении испытывают 20%-25% первоклассников в основном в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности.
Важная информация для обсуждения и учета в работе учителей начальной школы была получена при сравнении оценок учителей и родителей относительно общей готовности первоклассников к обучению в школе, а также их готовности по чтению, письму и счету.
Результаты опроса учителей и родителей обследованных первоклассников свидетельствуют о том, что существуют расхождения в оценках учителей и родителей обследуемых первоклассников. При оценке общей готовности к обучению в школе наблюдаются более высокие оценки родителей уровня готовности своих детей, чем оценки учителей.
На основе проведенных обследований были сделаны выводы о необходимости определения единых критериев оценки сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработки единой системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях и в школах на ступени начального общего образования в Кармаскалинском районе разработан и реализуется план работы по вопросам преемственности дошкольного начального общего образования, направлениями которого являются:
- методическое сопровождение деятельности педагогов (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- организация работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- организация работы с родителями (законными представителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
МОБУ СОШ Д. Улукулево вошла в состав пилотных щкол по внедрению ФГОС нового поколения. Учителя начальных классов нашей школы стали одними из первых, кто стал составлять свои рабочие программы по внеурочной деятельности. В 2010 году школа одна из первых провела на базе своей школы районный семинар учителей начальных классов на тему «Повышение результативности обучения в начальных классах в рамках ФГОС. Проблемы и решения». В 2011 году – районный семинар «Современный урок с применением ИКТ».
С целью методического сопровождения деятельности учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий младших школьников в ноябре 2012 года на базе МОБУ СОШ д. Улукулево был проведен двухэтапный семинар на тему «ФГОС в действии».
Сначала, в ноябре месяце учителя начальных классов показали мероприятия и открытые уроки учителям, работающим в среднем звене. После чего за «круглым столом проанализировали уроки и обсудили все нюансы, все «за» и «против» относительно требований ФГОС. Затем, в феврале месяце свои открытые уроки и мероприятия показали уже преподаватели из среднего звена. Они поделились первым опытом по работе в соответствии с ФГОС, своими наработками.
Параллельно, в рамках ФГОС на базе ДОУ «Малышок» д. Улукулево в течение всего учебного года проводились плановые мероприятия по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования.
Второго ноября 2012 года на базе ДОУ «Малышок» на расширенном методическом объединении педагогов-воспитателей, педагоги-воспитатели и учителя начальных классов обсудили проблемы, с которыми учителям приходится сталкиваться ежегодно, обсудили план мероприятий и график взаимопосещения мероприятий и уроков на 2012-2013 учебный год.
Ключевыми мероприятиями по этому направлению стали: расширенное родительское собрание, на которое были приглашены не только родители будущих первоклассников, но и все учителя начальных классов, педагоги-психологи, социальный педагог, представители администрации школы. Учителя, работающие в первых классах, рассказали о своей работе, о тех радостях, которые они получают от каждодневного общения с детьми, о трудностях в повседневных буднях, о том к чему следует готовить будущего первоклассника не в данный момент, когда до школы остались считанные месяцы, а с первых дней жизни малыша. Родители, в свою очередь, смогли задать вопросы и получить ответы специалистов на волнующую их тему.
Активное участие приняли педагогические работники дошкольных образовательных учреждений и учителя начальных классов в районном семинаре учителей начальных классов и руководителей ДОУ на тему «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях ФГТ и ФГОС», который состоялся в апреле 2013 года на базе ДОУ «Малышок» и стал заключительным в данном учебном году. Программа семинара позволила осветить все аспекты работы учителей и воспитателей. Участники семинара побывали в старшей группе на занятиях по непосредственной образовательной деятельности «Лесная картина», фрагменте исследовательской деятельности «Волшебная вода», в младшей группе на занятии по непосредственной образовательной деятельности ««Мы идем в гости», в подготовительной группе – на фрагменте сюжетно-ролевой игры «Школа». Гости семинара – учащиеся первых классов вместе с воспитанниками подготовительной к школе группы показали развлечение «За ключиком знаний».
Исходя из важности выявленных проблем в новом учебном году в МОБУ СОШ д. Улукулево будет продолжена работа по обеспечению преемственности образования.
Определена цель данной работы - обоснование, разработка и экспериментальная апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ.
Предстоит в процессе именно совместной деятельности прийти не только к декларируемому, но действительно конструктивному взаимодействию педагогов дошкольного и начального образования.