СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья как помочь учащимся в аудировании

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на необходимость объяснения учащимся важности ключевых слов в тексте. С одной стороны ключевые слова могут помочь при выполнении заданий B1, B2 и B3, направленных на понимание основного содержания прослушанного (B1/B2) или прочитанного текста (B3).

Просмотр содержимого документа
«Статья как помочь учащимся в аудировании»









Аттестационная работа

Тема: «Технология подготовки учащихся к ОГЭ. Аудирование»
















Выполнила:

Левашенко Екатерина Сергеевна

учитель английского языка

ГБОУ школы №97

Выборгского района Санкт-Петербурга






















Санкт-Петербург

2017 г

Согласно заявлению Министерства образования и науки РФ ЕГЭ по английскому языку станет обязательным с 2020 года. До этого времени перед учителями всех средних образовательных учреждений остро стоит задача тщательной подготовки своих учеников к успешной сдаче одного из самых сложных экзаменов.

Своеобразной тренировкой перед сдачей ЕГЭ является сдача ОГЭ по иностранному языку. С 2015 года формат сдачи данного экзамена несколько изменился. В структуру экзамена была включена устная часть, которая записывается и отправляется для дальнейшей проверки.

Изменение структуры экзамена привело не только к увеличению времени на его сдачу, но и к повышению уровня стресса среди экзаменуемых. Остановимся поподробнее на основных элементах экзамена и проблемах, с которыми столкнулись как учителя, так и ученики.

Экзамен начинается с заданий по аудированию, которые направлены как на понимание основного содержания прослушанного текста, так и на умение распознавать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию. Основная проблема на данном этапе заключается в наличии или отсутствии лексического запаса иноязычной лексики у учащихся и в умении воспринимать иноязычную речь на слух.

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на необходимость объяснения учащимся важности ключевых слов в тексте. С одной стороны ключевые слова могут помочь при выполнении заданий B1, B2 и B3, направленных на понимание основного содержания прослушанного (B1/B2) или прочитанного текста (B3). Например, если в тексте встречаются слова medicine, prescription, tablet, то действие, скорее всего, происходит At the Doctor’s. Если же мы слышим слова flight, hand luggage, delayed, то мы можем с уверенностью сказать, что действие происходит At the Airport. Ну и наконец, если один собеседник спрашивает у другого, как ему добраться до музея, ближайшей станции метро, кинотеатра и т.д., очевидно, что диалог происходит In the Street.

Таким образом, необходимо, чтобы учащиеся правильно понимали поставленную перед ними задачу, и не паниковали, если не поняли какое-то отдельное слово в тексте.

По словам учащихся, несколько большую сложность при выполнении вызывает задание B2, где им необходимо установить соответствие между пятью прослушанными текстами и утверждениями, передающими основную мысль каждого текста. Основная сложность вызвана тем, что все тексты достаточно схожи между собой и посвящены описанию, например, школьной библиотеки, проблемам выбора профессии, путешествиям и т.д. При выполнении данного задания учащиеся должны обратить особое внимание на сами утверждения, выделить в них главную мысль и, исходя из этого, слушать высказывания, поставив перед собой задачу найти в них синонимы, объяснения или толкования ключевых слов высказывания. В качестве примера рассмотрим одно из заданий В2, предлагающее найти соответствия следующим высказываниям (данный и последующие примеры взяты из открытого банка заданий ГИА-9 по английскому языку Федерального института педагогических измерений):

1. The speaker talks about an animal care organization.

2. The speaker is against keeping exotic animals as pets.

3. The speaker explains how to protect exotic animals.

4. The speaker talks about health reasons for keeping pets.

5. The speaker believes environmental education is very important.

6. The speaker says that common animals are disappearing.

Очевидно, что все тексты будут посвящены животным, поэтому в каждом утверждении выделим ключевые слова (ключевые слова выделены курсивом, пометки авторов). Теперь обратимся к самим высказываниям.

Speaker A. Lots of people in big cities want to keep pets. I think that a cat or a dog in an urban flat is ok, but a strongly disapprove of people who want to have a tiger, a monkey or a large snake at home. The unnatural environment does a lot of harm to the animals and it’s very difficult to provide a balanced diet for them. It also may be inconvenient or even dangerous to the owner and people around them as wild animals are unpredictable.

Очевидно, что в данном тексте достаточно много слов с отрицательными приставками, которые указывают на негативное отношение говорящего к проблеме. Об этом свидетельствуют такие слова как disapprove, unnatural, inconvenient, unpredictable. Слова dangerous и harm также имеют отрицательную коннотацию, что еще раз подтверждает, что данное утверждение лучше всего соотносится с пунктом 2 и указывает на то, что говорящий отрицательно относится к содержанию диких животных в домашних условиях.

Рассмотрим еще один пример.

Speaker D. Life in big cities is really stressful and it may cause different illnesses. Some doctors believe that common pets we keep at home, like cats, dogs and birds, can prevent some illnesses. For example, people who have heart problems usually feel better if there’s a dog in the house. It’s partly because of the positive energy the animal gives and partly because regularly walking the god makes people stronger.

В данном тексте сразу привлекают внимание такие слова как stressful, illnesses, doctors, heart problems. Они указывают на то, что данное высказывание соответствует утверждению 4, а выражения feel better, positive energy и makes people stronger доказывают наше предположение.

Таким образом, мы видим, что при выполнении заданий такого типа можно снять большой процент сложности, объяснив своим ученикам важность ключевых слов и научив их правильно ими оперировать.

Последнее задание по аудированию предполагает проверку навыков учащихся понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию. При выполнении данного задания учащимся необходимо помнить следующие моменты. Во-первых, учащимся необходимо ознакомиться с заданием до его выполнения и обратить особое внимание на нюансы между вариантами ответа. Во-вторых, учащимся необходимо внимательно прослушать весь диалог, чтобы выбрать правильные варианты ответа, так как часто первая фраза в диалоге, которая, на первый взгляд, кажется правильным вариантом ответа, оказывается ложной. Данное задание не предусматривает никакого домысливания или догадки со стороны учащихся. Ответы на все вопросы даны в диалогах напрямую. Например, рассмотрим задание А1.

A1. Nora

1) is going to have a birthday party later.

2) is having a birthday party tonight.

3) had a birthday party some time ago.

Очевидно, что само по себе задание не вызывает у детей никаких трудностей в понимании. Обратимся к диалогу двух друзей.

Jim: Hi, Nora! You look great!

Nora: Hi, Jim! It’s probably because it’s my birthday today. I’m turning sixteen.

Некоторые учащиеся делают свой выбор ответа уже на данном этапе диалога, предположив, что если у Норы сегодня день рождения и ей исполняется 16 лет, то и вечеринка у нее будет сегодня вечером. Таким образом, по их мнению, правильный ответ на этот вопрос 2). Однако обратимся к продолжению диалога.

Jim: Oh, many happy returns! Are you having a party today?

Nora: No. We’ll have a party some time later…

Мы видим, что в данной части диалога есть точно поставленный вопрос и однозначный ответ на него. Следовательно, правильный вариант ответа на задание А1 – 1). Хочется еще раз подчеркнуть, что учащимся ни в коем случае нельзя торопиться при выполнении этого задания и внимательно слушать весь диалог, так как отвлекшись, они могут прослушать ключевую информацию.

В-третьих, необходимо очень внимательно читать задания и обращать внимания на имена, поскольку зачастую вопросы относятся не к одному, а к

разным участникам диалога.


Обратимся еще к одному примеру.

А4. In the future Jane wants to be

1) an IT specialist.

2) a news reporter.

3) an aerobics coach.

В предложенных вариантах ответа мы видим следующие профессии: специалист в области информационных технологий, репортер и тренер по аэробике. Посмотрим на диалог:

Alan: … And I’m always on my computer as I plan to go to the faculty of Information Technologies.

Алан говорит, что в его планы входит поступление на факультет Информационных Технологий. Услышав эту информацию, некоторые учащиеся выбирают ответ 1), не обратив внимания на начало задания, где задается вопрос о будущей профессии Джейн, но не Алана.

Jane: I see. I spend lots of time on my computer too. I’m going to try getting to journalism.

Alan: Really?

Jane: Yes. I enjoy writing about what’s happening around. The news and reports

on events…

Прослушав диалог дальше, мы находим очевидный ответ на поставленный вопрос – Джейн хочет испытать себя в области журналистики, поскольку ей нравится писать обо всем, что происходит вокруг нее: новостях, событиях и т.д. Следовательно, правильным является ответ 2).

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что успех на экзамене обуславливается, прежде всего, систематическим изучением иностранного языка, комплексным подходом к его обучению и оптимальным количеством учащихся в группе.







Литература:

1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку: 2-11 классы. – (Образование в документах и комментариях). – М.: АСТ; Астрель, 2004.

2. ГИА-2016: Английский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации / авт.-сост. Н.Н. Трубанева, Е.Е. Бабушис, Н.А. Спичко. - Москва: АСТ: Астрель, 2016. - 111, с. - (Федеральный институт педагогических измерений).

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://opengia.ru/__