Просмотр содержимого документа
«Статья "Классификация кейсов, используемых в образовательных кейс-технологиях"»
Классификация кейсов, используемых в образовательных
кейс-технологиях.
Задачи педагога:
подбор материала для кейса;
направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов;
контроль за временем работы;
побуждение школьников к отказу от поверхностного мышления. Преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.
Задача обучающихся - разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (своих товарищей и педагога) на свои действия. При этом им нужно помнить, что возможны разные способы решения проблемы.
| Фаза работы | Действия преподавателя | | | Действия ученика | | |
| До занятия | 1. Подбирает кейс | | | | 1.Получает кейс и список |
| | | 2. Определяет | | основные | | и | Рекомендованной | | |
| | | вспомогательные | материалы | литературы | | |
| | | для подготовки учащихся | | | 2.Индивидуально | готовится |
| | | 3. | | | Разрабатывает | | | к | | | | | занятию |
| | | сценарий занятия | | | | (эти | | | действия | могут |
| | | | | | | | | | | | проходить и на уроке, если |
| | | | | | | | | | | | кейс предполагается не очень |
| | | | | | | | | | | | сложный) | | | |
| Во | время | 1. Организует | | | | | | 1. | Задает | вопросы, |
| занятия | предварительное обсуждение | углубляющие | понимание |
| | | кейса | | | | | | | кейса и проблемы | | |
| | | 2. Объединяет обучающихся в | 2. | Разрабатывает |
| | | подгруппы | | | | | | варианты | | решений, |
| | | 3.Руководит | | обсуждением | принимает | во | внимание |
| | | кейса | в | | | подгруппах, | мнения других | | |
| | | обеспечивает | | | | | 3.Принимает решения | или |
| | | дополнительными | | | участвует | в их | принятии |
| | | сведениями | | | | | | | | | |
| | | 4. Оценивает | | | работу | 4. Готовит конечный продукт |
| | | учащихся | | | | | | (ответ, презентацию и т.д.), |
| | | 5. | | | Оценивает | принятые | который | будет | оценивать |
| | | решения и | | поставленные | учитель. | | | |
| | | вопросы | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | Типы кейсов Гарвардской школы: | | | | | | | | | |
| | | | | Создание | | Подготовка | | Содержание | | Выбор, создание итог | |
| Типы кейсов | | | проблемной | | | | |
| | | | кейса | | кейса | | | ового решения | |
| | | | | ситуации | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |


















Обучающий кейс (Case-stated method).
Stated-
установленный,
зафиксированный





Аналитический кейс (Case -incident method).
Incident-
присущий, свойствен ный, связанный


Преподавател










Преподавател
| | Кейс содержит | | Обучающимся |
| | | предлагается высказать |
| | 2-3 готовых | |
| | | свои мнения. И в итоге |
Педагог | | варианта | |
| | педагог сам выбирает и |
готовит кейс | | решения по | |
| | обосновывает вариант, |
| | рассматриваем | |
| | | комментируя точки |
| | ой проблеме | | зрения обучающихся. |
| | | |
| | | | |
| | Кейс содержит | | |
| | несколько | | |
| | вариантов (3- | | Обучающиеся должны |
| | 4) решения и | |
| | | выбрать вариант |
| | некоторое | |
Педагог | | | решения и обосновать |
| количество | |
готовит кейс | | | его, опираясь на |
| информационн | |
| | | материалы готового |
| | ых источников | | кейса |
| | по | |
| | | |
| | рассматриваем | | |
| | ой проблеме | | |
| | | | |








Эвристический кейс (Case-problem method).
Problem- проблема, проблемная ситуация









Исследовательский кейс (Case-study method).
Study- исследование
Преподавател | | | | Кейс содержит | | |
ь определяет | | | | некоторое | | |
проблему в | | | | количество | | Обучающиеся должны |
общих | | Преподавате | | информационн | | выстроить собственное |
чертах, | | ль готовит | | ых источников | | обоснованное решение, |
обучающиеся | | начальный | | по | | опираясь на материалы |
конкретизиру | | кейс. | | рассматриваем | | готового кейса. |
ют проблему | | Обучающие | | ой проблеме, | | |
(для младших | | ся его | | может | | Возможно, для |
школьников | | дополняют | | содержать | | обоснования своей |
конкретизаци | | при | | некоторые | | точки зрения, |
ю проблемы | | необходимо | | варианты | | обучающиеся |
может также | | сти | | решений, | | дополняют кейс новой |
осуществить | | | | иллюстрирую | | информацией |
преподавател | | | | щие примеры | | |
ь) | | | | и пр. | | |
| | | | | | |
Преподавател | | | | | | |
ь определяет | | | | | | Обучающиеся |
проблемное | | | | | |
| | | | | предлагают |
направление, | | | | | |
| Преподавате | | Кейс содержит | | собственное решение. |
обучающиеся | | ль готовит | | некоторое | | Для обоснования своей |
самостоятель | | | |
| начальный | | количество | | точки зрения либо |
но задают | | кейс, | | инф. текстов | | дополняют готовый |
проблему | | | |
| обучающиес | | по | | кейс новой |
(младшим | | | |
| я его | | рассматриваем | | информацией, либо, в |
школьникам | | | |
| дополняют | | ой проблеме | | зависимости от |
необходимо | | | |
| | | | | решения, готовят |
помочь в | | | | | |
| | | | | новый кейс |
формулировк | | | | | |
| | | | | |
е проблемы) | | | | | | |
| | | | | | |













Другая классификация кейсов основана на учете их формы и внутренней структуры:
комплексный (модульный) кейс — содержит не менее 20страниц информации, первичных данных, образцов документов и т.п.; кейс-изложение — включает факты: рассказ о какой-либо


ситуации, явлении, проблеме, путях ее решения и основные выводы;
кейс-иллюстрация — обычно небольшой по объему и содержит некоторый пример по изучаемой теме;

кейс-практическая задача — содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой обучающиеся должны выполнить некоторое задание по теме;

кейс со структурированными вопросами — предполагает наличие

некого перечня вопросов, следующих после основного текста, на
которых строится обсуждение кейса;
кейс без структурированных вопросов. В этом случае после основного

текста следует предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, которая заключается в описанной ситуации.
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности) – может быть заменен учебником по предмету;
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения).
Последние два пункта подходят для кейсов, выполнение которых должно проходить во внеурочное время. Т.к. для выполнение всех составляющих в течении урока невозможно даже в самом подготовленном классном коллективе.