Из опыта работы учителя английского языка Кононовой Ольги Ивановны. По теме «Кого считать неуспевающим?»
Кого считать неуспевающим? Кажется, ясно: кто не усваивает программного объёма знаний и навыков. Чтобы квалифицированно решать проблему успеваемости, надо знать обстоятельства, порождающие успеваемость и неуспеваемость.
Необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся. Надо помнить о том, что нередко слабым ученикам мешает возникающее в результате неуспеваемости чувство неполноценности.
Нужно сделать всё возможное для того, чтобы поощрить хотя бы самые скромные достижения учащегося. Если ученик не усвоил одну какую-ту тему и это замечено учителем своевременно,
восполнить пробел нетрудно.
Существует несколько приёмов работы со слабоуспевающими учениками.
- Очерёдность опроса. Слабые ученики выигрывают здесь в том, что получают образец- правильный ответ сильных и средних учеников.
- Использование опережающих индивидуализированных заданий.
Например, на уроке по развитию монологической речи ученик со слабым уровнем подготовки за 4-6 минуты не сможет подготовить связное высказывание. Поэтому ему заранее предлагается специальная карточка, по которой он освежает то, что подготовил.
- Использование упрощённых заданий.
- Оказание помощи слабым со стороны сильных.
- Более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это приучает учеников работать весь урок.
Чтобы каждый занимался на уроке по способностям, нужно заранее всё предусмотреть и спланировать. На уроке ученика нужно заинтересовать. Ученик на уроке не должен отвлекаться. Слабым ученикам необходима помощь в работе над особенно трудным материалом.
При этом необходимо учесть:
- Общий объём материала , который предстоит отработать;
- Характер этого материала -лёгкий или трудный;
- Нагрузку по другим предметам;
- Состояние здоровья ученика.
Иногда требуется прямая помощь учителя. И она даётся в форме дополнительных занятий. На таких занятиях учитель должен объяснять тот материал , который вызывает затруднение у детей.
Необходима целенаправленная помощь в «критических точках» урока. Например:
а) во время фонетической зарядки коллективно работают все ученики, но индивидуальную работу учитель проводит только с группой тех, у кого слабо развиты способности к восприятия и имитации. Важную роль в обучении играет также выполнение дополнительных упражнений. Если ученик увидит пользу от этих упражнений, он будет безропотно трудиться. Упражнения для этой цели следует подбирать те, которые непосредственно помогут ученику лучше подготовиться к следующему уроку и быть « не хуже других» .
Многие школьники не могут дойти до так называемого стандартизованного уровня образования, постоянно поднимающегося в связи с ростом темпов обучения и поэтому растёт число слабоуспевающих учащихся. Проблема неуспеваемости обострилась также из-за роста количества детей с замедленным развитием.
В своём докладе я хотела бы коснуться некоторых специфических вопросов обучения отстающих детей чтению на иностранном языке как виду деятельности, наиболее доступному учащимся с подобной мотивацией.
- Выбор материала для чтения следует осуществлять, исходя из интересов и возможностей учащихся. Выбор материала для чтения следует осуществлять, исходя из интересов и возможностей учащихся. Необходимо выбирать такой материал, который пополнит их общеобразовательный кругозор новой, интересной информацией. Не следует отказывать слабоуспевающим ученикам в самостоятельном выборе материала.
- Желательно поддерживать всякую попытку ученика использовать иностранный и родной язык вперемежку в ходе выполнения упражнений. Со стороны учителя в этом плане требуется терпеливое отношение к таким попыткам ребят. Например, на один вопрос ученик может ответить на иностранном языке, на другой- на родном.
- Не допускается постоянные наказания слабоуспевающего учащегося отметкой или какое-либо сравнение результатов его работы с лучшими результатами успевающего ученика, особенно в присутствии всего класса.
Хорошо бы каждому учителю усвоить себе золотое правило - во всех случаях неполадок и неудач не искать виновника на стороне, а прежде всего адресовать к себе:
«Не во мне ли дело?"