Логопедическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС.
Слайд1 В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.
Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.
Слайд2 Речевое развитие таких детей характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, нарушением лексико-грамматического компонента речевой системы, в результате чего возникают трудности овладения письмом и чтением, для таких детей характерно неустойчивое внимание, низкая наблюдательностью по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления.
И как следствие этого, у обучающихся отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение уровня работоспособности и самостоятельности. Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Т.е. речевые проблемы препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения ребёнка с ОВЗ.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. В связи с этим в процесс обучения детей с ОВЗ по новым образовательным стандартам включено логопедическое сопровождение обучающихся, оно является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Слайд3 Система логопедического сопровождения строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребёнка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии.
Слайд4 Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС- это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Слайд5 Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Логопедическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям:
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая
Оценочно-контрольная
Консультативная
Информационно-просветительская
Слацйд6 Важное место в работе логопеда занимает диагностический этап работы, во время которого происходит выявление факторов риска для каждого ребёнка.
Цель диагностики: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическое направление работы включает индивидуальное логопедическое обследование, изучается медицинская карта, проводится индивидуальная беседа с родителями, что позволяет собрать подробный анамнез и способствует уточнению диагноза и даёт возможность отделить функциональные причины речевых нарушений от органических. Логопедическое обследование необходимо для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.
Логопедическое обследование осуществляется в течение первых двух недель сентября (с 1 по 15 сентября) и последних двух недель учебного года (с 15 по 30 мая).
Полученные данные записываются в речевую карту. Речевая карта заводится на каждого ученика с низким речевым развитием и хранится до момента его выпуска из ОУ.
На основе диагностики учитель-логопед составляет план индивидуального развития, определяет образовательный маршрут с учётом особенностей ребёнка, вырабатываются стратегии и меры по устранению причин неуспеваемости. При составлении Программы коррекционно-логопедического развития обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время изучения тех или иных тем.
Слайд7 С 16 сентября начинается коррекционный этап. Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Цель коррекционно-развивающай работы -
обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение уровня их умственного развития.
- Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).
- Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Принципы коррекционной работы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,
мелодико-интонационной окраски;
- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
- коррекцию звукопроизношения;
- коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;
- коррекцию процессов чтения и письма
- развитие психических процессов, коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной и групповой формах.
Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, логопед создаёт платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению детьми материала по русскому языку в целом.
Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Слайд8 Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
Частый повтор упражнений с элементами новизны
Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
Конкретность и доступность заданий
Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
Использование различных образовательных технологий
(ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология диалогового обучения; технология опережающего обучения; технология личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, техногогия дифференцированного обучения)
Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
Слайд9 Для того чтобы оценить правильность и эффективность коррекционно-развивающей логопедической работы проводиться мониторинг оценки уровня речевого развития. Мониторинг является основной базой в оценочно-контрольном этапе логопедического сопровождения.
Оценочно-контрольный этап начинается с 16 мая и длится две недели. Его цели: - подведение итогов и проведение анализа коррекционной работы, отслеживание динамики речевого развития;
определение перспективы дальнейшей деятельности.
Слайд10 Следующее направление логопедического сопровождения – это консультативная работа
Её цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;
- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;
- оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд11 Наконец, последний раздел в логопедическом сопровождении -информационно-просветительская работа
Целью её является: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса
Осуществляя работу по данному направлению, логопед использует различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями;
- проводит тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.
Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой вехой в коррекционном процессе. Оно развивает и корригирует речевое развитие школьников, формирует речевые предпосылки к усвоению школьной программы, позволяет решать задачу успешной социализации детей.
Своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).
Слайд12
И в заключении, хочется привести изречение Гиппократа, которое определяет суть работы всех педагогов с детьми, имеющими особые образовательные потребности
Нас трое: ты, я и болезнь
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.