Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению различных речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста, открывает дополнительные возможности для их успешного развития и образования.
Содержание логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе
Просмотр содержимого документа
«Статья "Логоритмические занятия как эффективное средство коррекции речевого и неречевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"»
Логоритмические занятия как эффективное средство коррекции речевого и неречевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Актуальными задачами образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ являются: обучение детей родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения дошкольников. Многолетние практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается увеличение детей с общим недоразвитием речи. Проблема преодоления общего недоразвития речи (далее ОНР) у детей старшего дошкольного возраста относится к числу наиболее злободневной для современной логопедии.
Перед педагогами и учителями-дефектологами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, способствующих преодолению ОНР у детей 5-7 лет.
Логопедическая ритмика является важным разделом логопедической работы, которая представляет собой систему речедвигательных, музыкально-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. Целью реализации логоритмики является преодоление речевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению различных речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста, открывает дополнительные возможности для их успешного развития и образования.
Содержание логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.
Увлекательный сюжет с включением игровых персонажей в сочетании с широким использованием наглядного материала, стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Так же в сюжете занятия используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Для эффективного развития речи и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей 5-7 лет в ходе логоритмических занятий используются:
следующие виды упражнений:
направлениях; |
|
|
продолжительного речевого выдоха; |
|
упражнения на развитие внимания и памяти, зрительная гимнастика; упражнения-тренировки согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем; упражнения на релаксацию; разновидности игровой деятельности: |
игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на музыкальных инструментах; |
разновидности музыкальной деятельности: пение песен и вокализов; элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения: хороводы, пляски. Рассматривая структуру логоритмического занятия, мы обращаем внимание на следующие его части: |
организационный момент: организация детей, введение в игровую ситуацию. первая часть – подготовительная, включающая: вводные упражнения; вторая часть – музыкально-ритмическая, включающая: упражнения на развитие чувства темпа и ритма, упражнения на развитие координации речи с движениями; третья часть – основная, где решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Содержит: упражнения и игры на развитие основных двигательных и речевых умений, упражнения и игры на развитие артикуляции; упражнения и игры на развитие дыхания; упражнения и игры на развитие голоса; упражнения и игры на развитие интонации; упражнения и игры на развитие координации дыхания, артикуляции, голоса; упражнения и игры на развитие координации речи и движения под музыку; упражнения и игры на развитие мелкой и речевой моторики, мимики. Так же в основную часть входят следующие разновидности музыкальной и игровой видов детской деятельности: четвертая часть – заключительная, в которой происходит снятие эмоционального напряжения, формирование спокойного психоэмоционального состояния, благоприятного психофизического настроя, регуляция мышечного тонуса, переключение внимания. Содержит: Структура логоритмического занятия, система логоритмических средств могут варьироваться в зависимости от лексической темы, игрового сюжета. Так например, логоритмическое занятие «Весенние голоса» для детей подготовительной к школе группе имело следующие образовательные задачи. ЗНАНИЯ Закреплять и расширять представления детей о весне и ее приметах. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Весна» Развивать у детей представления о средствах музыкальной выразительности. Закреплять у детей названия весенних месяцев. ОТНОШЕНИЯ Развивать у детей зрительное восприятие, внимание. Развивать у детей тембровый, динамический слух. Развивать у детей музыкальное восприятие. Развивать умение взаимодействовать в игре. Развивать партнерские отношения. ДЕЙСТВИЯ Развивать у детей общую и мелкую моторику, четкую координацию движений с речью. Совершенствовать умение детей переключаемости движений (расслабление, напряжение) в зависимости от музыки. Формировать у детей умение различать образный характер музыки. Формировать у детей умение соотносить художественный музыкальный образ с образами весны. Развивать у детей умение выразительно передавать мимикой эмоции |
Материалы и оборудование представлены 4 группами:
1. Стимульный материал:
2. Материалы для деятельности детей:
разрезные картинки;
музыкальные молоточки;
мяч;
веночек для «Весны»;
3. Дидактический материал:
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
интерактивная доска;
магнитофон;
ноутбук;
мультимедиапроектор;
аудиозаписи.
Таблица 1 - Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Приветствует детей. Обращает внимание на картину на экране, спрашивает, что на ней изображено? | Здороваются, рассматривают картину, рассказывают, что изображено на картине. |
Предлагает детям взять музыкальные молоточки. | Дети берут музыкальные молоточки |
Читает стихотворение В. Суслова «Весенняя телеграмма». Активизирует внимание детей и предлагает простучать музыкальными молоточками ритм «Тук да тук». | Дети слушают стихотворение, простукивают ритм, один удар молоточком на слово. |
Содержательно-деятельностный | Предлагает пойти встречать весну, выполняя ритмическую разминку «Апрель» Я. Акима с разными видами ходьбы. | Выполняют ритмическую разминку с разными видами ходьбы |
Предлагает выполнить упражнение «Радуемся весне» на регуляцию мышечного тонуса и показать, как радуются наступлению весны и огорчаются, когда хочет вернуться зима. Предлагает послушать музыку, которая подскажет, когда радоваться весне, а когда нужно прогнать зиму | Выполняют упражнение «Радуемся весне». Под медленную размеренную музыку плавно поднимают руки снизу вверх, жестом приглашая весну, под динамичную мелодию ритмично и поочередно «выбрасывают» вперед приведенные к груди и сжатые в кулаки рук («бокс») |
Предлагает послушать стих «Что такое весна» и закончить каждую строчку определенными слогами с разной силой звука. | Слушают стихотворение и с разной силой звука заканчивают каждую строчку стиха определенными слогами по смыслу. |
Предлагает вместе с героем стихотворения «Я по улице спешу, я иду весной дышу» показать мимикой разные эмоции. | Слушают, двигаются, показывают мимикой разные эмоции |
Обращает внимание детей на два конверта, предлагает рассмотреть содержимое конвертов и сложить из фрагментов целые картинки, затем рассказать, что на них изображено. | Дети рассматривают содержимое конвертов, делятся на две группы, собирают из фрагментов целые картинки, рассказывают, что на них изображено. |
Сообщает, что сейчас будем слушать музыку «Весенние голоса» И. Штрауса. Предлагает при помощи карточек с именами музыкальных признаков рассказать о прослушанной музыке. | Слушают музыку, при помощи карточек с именами музыкальных признаков рассказывают о музыке. |
Предлагает исполнить песню «Весенняя полечка» музыка Л. Олифировой, в которой тоже поется о весенних голосах. | Дети исполняют песню, соблюдая динамику, темп, ритм, выразительно пропевая весенние звуки. |
| Задает вопрос о весенних месяцах, предлагает выполнить пальчиковую гимнастику, внимательно слушая текст игры, затем ответить на вопрос, какой месяц не назывался в тексте. | Отвечают на вопрос о весенних месяцах, выполняют пальчиковую гимнастику |
Сообщает, что весной часто идет дождь и предлагает выполнить упражнение «Дождик» с элементами массажа. Сообщает, что для выполнения упражнения необходимо объединиться в пары, один ребенок поворачивается спиной, а второй делает массажные движения, затем меняются местами. Все движения должны выполняться в соответствии с текстом. | Объединяются в пары, делают элементы массажа в соответствии с текстом игры, затем меняются местами |
Говорит, что весна очень щедрая и всем приготовила подарки. Затем предлагает сыграть в игру-диалог «Весенние подарки». Сообщает, что для игры нужно выбрать «Весну», которая должна бросить мяч любому из играющих и задать вопрос, а тот, кто ловит мяч, должен ответить, что он хочет получить в подарок от »Весны» | Выбирают «Весну», под музыку р.н.п. водят вокруг «Весны» хоровод, пропевая слова, затем останавливаются. «Весна» бросает мяч любому из играющих и задает вопрос, тот, кто ловит мяч, отвечает, что он хочет в подарок от «Весны» |
Сообщает, что путешествие подходит к концу и предлагает присесть. Затем предлагает послушать стихотворение «Волшебный весенний сон» и выполнить все, о чем говорится в стихотворении. | Садятся на стульчики, выполняют упражнение на релаксацию |
Оценочно-рефлексивный | Предлагает поделиться своими впечатлениями о путешествии. | Делятся впечатлениями |
Таким образом, логоритмические занятия ориентированы на всестороннее становление ребенка, улучшение его речи, овладение двигательными способностями, умение ориентироваться в находящемся вокруг мире, осознание значения предлагаемых заданий, на дееспособность одолевать проблемы, творчески показывать себя.
Литература
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: «КАРО», 2005.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «Просвещение», 1985.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: «ТЦ Сфера», 2008.
Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб.: «Детство–Пресс», 2011.