СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Логоритмические занятия как эффективное средство коррекции речевого и неречевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению различных речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста, открывает дополнительные возможности для их успешного развития и образования.

Содержание логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе

Просмотр содержимого документа
«Статья "Логоритмические занятия как эффективное средство коррекции речевого и неречевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"»

Логоритмические занятия как эффективное средство коррекции речевого и неречевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


Актуальными задачами образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ являются: обучение детей родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения дошкольников. Многолетние практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается увеличение детей с общим недоразвитием речи. Проблема преодоления общего недоразвития речи (далее ОНР) у детей старшего дошкольного возраста относится к числу наиболее злободневной для современной логопедии.

Перед педагогами и учителями-дефектологами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, способствующих преодолению ОНР у детей 5-7 лет.

Логопедическая ритмика является важным разделом логопедической работы, которая представляет собой систему речедвигательных, музыкально-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. Целью реализации логоритмики является преодоление речевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению различных речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста, открывает дополнительные возможности для их успешного развития и образования.

Содержание логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.

Увлекательный сюжет с включением игровых персонажей в сочетании с широким использованием наглядного материала, стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Так же в сюжете занятия используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Для эффективного развития речи и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей 5-7 лет в ходе логоритмических занятий используются:

  1. следующие виды упражнений:

  • вводные упражнения: ходьба и маршировка в различных

направлениях;

  • динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса и физминутки;

  • артикуляционные упражнения и дыхательная гимнастика;

  • упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания и формирование

продолжительного речевого выдоха;

  • фонопедические и оздоровительные упражнения для горла: интонационно – фонетические упражнения, голосовые сигналы доречевой коммуникации;

  • упражнения на развитие внимания и памяти, зрительная гимнастика;

  • упражнения-тренировки согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем;

  • упражнения на релаксацию;

  1. разновидности игровой деятельности:

  • речевые игры: ритмодекламации без музыкального сопровождения,

игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на музыкальных инструментах;

  • игры – диалоги и др.;

  • ритмические игры;

  • пальчиковые игры и сказки;

  • игровой массаж;

  • театральные этюды (мимические и пантомимические);

  • коммуникативные игры;

  • подвижные игры;

  1. разновидности музыкальной деятельности:

  • пение песен и вокализов;

  • элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах;

  • музыкально-ритмические движения: хороводы, пляски.

Рассматривая структуру логоритмического занятия, мы обращаем внимание на следующие его части:

  • организационный момент: организация детей, введение в игровую ситуацию.

  • первая часть – подготовительная, включающая: вводные упражнения;

  • вторая часть – музыкально-ритмическая, включающая: упражнения на развитие чувства темпа и ритма, упражнения на развитие координации речи с движениями;

  • третья часть – основная, где решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Содержит:

  • упражнения и игры на развитие основных двигательных и речевых умений,

  • упражнения и игры на развитие артикуляции;

  • упражнения и игры на развитие дыхания;

  • упражнения и игры на развитие голоса;

  • упражнения и игры на развитие интонации;

  • упражнения и игры на развитие координации дыхания, артикуляции, голоса;

  • упражнения и игры на развитие координации речи и движения под музыку;

  • упражнения и игры на развитие мелкой и речевой моторики, мимики.

Так же в основную часть входят следующие разновидности музыкальной и игровой видов детской деятельности:

  • слушание музыки;

  • пение;

  • музыкально-ритмические движения (хороводы);

  • игра на музыкальных инструментах;

  • музыкальные игры,

  • коммуникативные игры;

  • подвижные игры.

  • четвертая часть – заключительная, в которой происходит снятие эмоционального напряжения, формирование спокойного психоэмоционального состояния, благоприятного психофизического настроя, регуляция мышечного тонуса, переключение внимания. Содержит:

  • упражнения на релаксацию;

  • ходьбу спокойного характера;

  • дыхательные упражнения;

  • игровой самомассаж.

Структура логоритмического занятия, система логоритмических средств могут варьироваться в зависимости от лексической темы, игрового сюжета. Так например, логоритмическое занятие «Весенние голоса» для детей подготовительной к школе группе имело следующие образовательные задачи.

ЗНАНИЯ

  1. Закреплять и расширять представления детей о весне и ее приметах.

  2. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Весна»

  3. Развивать у детей представления о средствах музыкальной выразительности.

  4. Закреплять у детей названия весенних месяцев.


ОТНОШЕНИЯ

  1. Развивать у детей зрительное восприятие, внимание.

  2. Развивать у детей тембровый, динамический слух.

  3. Развивать у детей музыкальное восприятие.

  4. Развивать умение взаимодействовать в игре.

  5. Развивать партнерские отношения.


ДЕЙСТВИЯ

  1. Развивать у детей общую и мелкую моторику, четкую координацию движений с речью.

  2. Совершенствовать умение детей переключаемости движений (расслабление, напряжение) в зависимости от музыки.

  3. Формировать у детей умение различать образный характер музыки.

  4. Формировать у детей умение соотносить художественный музыкальный образ с образами весны.

  5. Развивать у детей умение выразительно передавать мимикой эмоции


Материалы и оборудование представлены 4 группами:

1. Стимульный материал:

  • картина Д.П. Репина «Первоцветы»;

  • стихотворение В. Суслова «Весенняя телеграмма»;

2. Материалы для деятельности детей:

  • разрезные картинки;

  • музыкальные молоточки;

  • мяч;

  • веночек для «Весны»;

3. Дидактический материал:

  • карточки с именами музыкальных признаков;

  • дидактическая игра «Сложи разрезную картину»;

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

  • интерактивная доска;

  • магнитофон;

  • ноутбук;

  • мультимедиапроектор;

  • аудиозаписи.


Таблица 1 - Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Приветствует детей. Обращает внимание на картину на экране, спрашивает, что на ней изображено?

Здороваются, рассматривают картину, рассказывают, что изображено на картине.

Предлагает детям взять музыкальные молоточки.

Дети берут музыкальные молоточки

Читает стихотворение В. Суслова «Весенняя телеграмма». Активизирует внимание детей и предлагает простучать музыкальными молоточками ритм «Тук да тук».

Дети слушают стихотворение, простукивают ритм, один удар молоточком на слово.

Содержательно-деятельностный

Предлагает пойти встречать весну, выполняя ритмическую разминку «Апрель» Я. Акима с разными видами ходьбы.

Выполняют ритмическую разминку с разными видами ходьбы

Предлагает выполнить упражнение «Радуемся весне» на регуляцию мышечного тонуса и показать, как радуются наступлению весны и огорчаются, когда хочет вернуться зима. Предлагает послушать музыку, которая подскажет, когда радоваться весне, а когда нужно прогнать зиму

Выполняют упражнение «Радуемся весне». Под медленную размеренную музыку плавно под­нимают руки снизу вверх, жестом приглашая весну, под динамичную мелодию ритмично и поочередно «выбрасывают» вперед приведенные к груди и сжатые в кулаки рук («бокс»)

Предлагает послушать стих «Что такое весна» и закончить каждую строчку определенными слогами с разной силой звука.

Слушают стихотворение и с разной силой звука заканчивают каждую строчку стиха определенными слогами по смыслу.

Предлагает вместе с героем стихотворения «Я по улице спешу, я иду весной дышу» показать мимикой разные эмоции.


Слушают, двигаются, показывают мимикой разные эмоции

Обращает внимание детей на два конверта, предлагает рассмотреть содержимое конвертов и сложить из фрагментов целые картинки, затем рассказать, что на них изображено.

Дети рассматривают содержимое конвертов, делятся на две группы, собирают из фрагментов целые картинки, рассказывают, что на них изображено.

Сообщает, что сейчас будем слушать музыку «Весенние голоса» И. Штрауса. Предлагает при помощи карточек с именами музыкальных признаков рассказать о прослушанной музыке.

Слушают музыку, при помощи карточек с именами музыкальных признаков рассказывают о музыке.

Предлагает исполнить песню «Весенняя полечка» музыка Л. Олифировой, в которой тоже поется о весенних голосах.

Дети исполняют песню, соблюдая динамику, темп, ритм, выразительно пропевая весенние звуки.


Задает вопрос о весенних месяцах, предлагает выполнить пальчиковую гимнастику, внимательно слушая текст игры, затем ответить на вопрос, какой месяц не назывался в тексте.

Отвечают на вопрос о весенних месяцах, выполняют пальчиковую гимнастику

Сообщает, что весной часто идет дождь и предлагает выполнить упражнение «Дождик» с элементами массажа. Сообщает, что для выполнения упражнения необходимо объединиться в пары, один ребенок поворачивается спиной, а второй делает массажные движения, затем меняются местами. Все движения должны выполняться в соответствии с текстом.

Объединяются в пары, делают элементы массажа в соответствии с текстом игры, затем меняются местами

Говорит, что весна очень щедрая и всем приготовила подарки. Затем предлагает сыграть в игру-диалог «Весенние подарки». Сообщает, что для игры нужно выбрать «Весну», которая должна бросить мяч любому из играющих и задать вопрос, а тот, кто ловит мяч, должен ответить, что он хочет получить в подарок от »Весны»

Выбирают «Весну», под музыку р.н.п. водят вокруг «Весны» хоровод, пропевая слова, затем останавливаются. «Весна» бросает мяч любому из играющих и задает вопрос, тот, кто ловит мяч, отвечает, что он хочет в подарок от «Весны»

Сообщает, что путешествие подходит к концу и предлагает присесть. Затем предлагает послушать стихотворение «Волшебный весенний сон» и выполнить все, о чем говорится в стихотворении.

Садятся на стульчики, выполняют упражнение на релаксацию

Оценочно-рефлексивный

Предлагает поделиться своими впечатлениями о путешествии.

Делятся впечатлениями


Таким образом, логоритмические занятия ориентированы на всестороннее становление ребенка, улучшение его речи, овладение двигательными способностями, умение ориентироваться в находящемся вокруг мире, осознание значения предлагаемых заданий, на дееспособность одолевать проблемы, творчески показывать себя.


Литература

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: «КАРО», 2005.

  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «Просвещение», 1985.

  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: «ТЦ Сфера», 2008.

  5. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб.: «Детство–Пресс», 2011.