СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Межпредметная интеграция как средство реализации инновационных подходов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья "Межпредметная интеграция как средство реализации инновационных подходов"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Межпредметная интеграция как средство реализации инновационных подходов"»

Межпредметная интеграция как средство реализации инновационных подходов.


Межпредметные связи в современной дидактике и методике обучения рассматриваются как одна из важнейших дидактических условий повышения научного уровня преподавания любого учебного предмета и повышения эффективности всего процесса обучения.


Исследование познавательных процессов, эмоциональной сферы школьников осуществляли К. Ушинский, А. Потебня, И. Огиенко и др. Опираясь на их труды, современные ученые доказали, что межпредметная интеграция - одно из перспективных


направлений компетентностно-ориентированного, системно-деятельностного и личностно-ориентированного обучения.


Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоения знаний из разных областей. Потоки информации, ее объемы так велики, что становится трудно вовремя и качественно отслеживать необходимую информацию по каждому из направлений научного знания. Интеграция выступает как средство реализации инновационных подходов, обеспечивая полноту и целостность в осмыслении окружающей действительности.


Как отмечает В. Огневьюк, «межпредметность и интегрированность в образовании и науке становятся отличительным признаком настоящего, способствует фундаментализации образования и инкорпорации постоянно растущих научных достижений в содержание образования». И. Бех отмечает, что интеграция, как «объединение в целое частей и элементов», выступает необходимым дидактическим средством, «с помощью которого можно представить ученикам целостную картину мира».


Интегративный подход реализуется при изучении интегрированных курсов или отдельных предметов, когда целостность знаний формируется благодаря интеграции их на основе общих для всех предметов понятий, при применении методов и форм обучения, контроля и коррекции знаний учащихся, которые направляют учебный процесс на «единение знаний».


Объектами конструирования интегративного содержания могут служить учебные элементы и дидактические единицы одного учебного предмета, обладающих большим количеством взаимосвязей с учебными элементами и дидактическими единицами других предметов.


Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.


Например, рассмотрим результаты реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании при интегрированном подходе.



Таким образом, интеграция позволяет решать успешно задачи по развитию мотивации, обеспечивает мотивацию абсолютного большинства на уроке, включая слабоуспевающих учащихся, так как предполагает новизну материала, форм и способов действия. Возможность создания ситуаций успеха значительно увеличивается. Кроме мотивации интеграция ведет к успешности учебной деятельности, за счет возможности постановки далеко не единичных промежуточных и конечных целей. Воспринимая мир по разным каналам (различные предметы, различные виды деятельности), подросток усваивает не только факты, но и закономерности - формируется мировоззрение.


Основой разработки интегрированных уроков является интегрировано-тематический подход. Он позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана


  • другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана и темами воспитательной работы. Большую роль при разработке мероприятий играет хроника событий, происходящих в конкретный период времени. Любое событие в жизни местного сообщества, страны, мира имеет отношение к урокам гуманитарного цикла. Более того создается реальная, доступная, наглядная (благодаря СМИ) возможность соединить учебный процесс с социальным пространством, применить полученные знания, развить критическое мышление. Подобное интегрирование сближает науки, связывает отдельные части в единое целое; меняется содержание урока, внеклассного мероприятия, создается при этом наиболее полная картина мира; увеличивается информативная емкость урока; повышается социальная активность.


При проведении интегрированных уроков ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Создаются условия для сохранения физического и психического здоровья школьников за счет регулярного рационального изменения видов учебной деятельности. Создаются благоприятные условия для сотрудничества с различными социальными институтами и тому подобное.


Развитие современной науки и интегрированного подхода к обучению усилило интеграцию предметов общественно гуманитарного цикла. В содержание общественно-гуманитарных курсов вносятся материалы по географии, экологии, информатики. Наиболее полно интеграция содержания различных дисциплин и реализация межпредметных связей выражена в форме интегрированных курсов, которые позволяют определить экономные во времени учебные планы, программы, учебники; все это способствует рационализации учебного процесса в целом. Программы таких курсов включают отдельные предметные блоки, изучаемых в различных вариантах: а) параллельное изучение; б) параллельное с опорой на пройденный материал другого блока; в) совместное изучение материала двух блоков; г) совместное использование основных понятий, алгоритмов, моделей и др, используемых и при решении задач различных блоков. Это позволяет реализовать идею обобщения знаний (основных частных идей, теорий и понятий) и способов их усвоения, что способствует оптимизации и интенсификации обучения.


Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть различными: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметных характера и другие.


    • практике обучения находят применение такие приемы, как включение учебного материала другого предмета в рассказ учителя; беседа с воспроизведением знаний по другому предмету; работа с наглядными пособиями, приборами, демонстрация фрагментов диафильмов и кинофильмов по другим предметам; решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания; сообщения, доклады учащихся по материалу другого предмета; работа с учебниками нескольких предметов на уроке групповая работа учителей над решением межпредметной учебной проблемы.

Вопросы межпредметных характера направляют деятельность учащихся на воспроизведение ранее изученных в различных учебных предметах знаний и на их применение при изучении нового учебного материала. Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся имеют проблемные вопросы. Проблемным называется вопрос, содержащий видимое или предполагает познавательное противоречие. Это противоречие может отражать связь с различным предметами. Тогда проблемный вопрос будет носить межпредметный характер. Межпредметные проблемные вопросы служат различным целям в обучении. Это могут быть отдельные ситуативные вопросы, которые обобщают определенные понятия, изучаемые в различных предметах, но эти вопросы не объединяются учителем общей задачей. Подобные вопросы важны. Но на уроке они играют лишь вспомогательную роль. Межпредметные проблемные вопросы могут быть связаны единой учебной задачей. Совокупность таких вопросов помогает раскрыть одно из центральных понятий содержания урока. С помощью проблемных вопросов учитель может создать межпредметную проблемную ситуацию.


Домашние задания межпредметного характера. Учебные программы школы ориентируют на домашнее задание не только по предмету, который изучается, но и по другим предметам. При изучении каждой учебной темы необходимо восстановить опорные знания из других курсов. Такие знания выполняют различные функции в познании. В одном случае они позволяют объяснить причинно-следственные связи новых явлений, во втором - они необходимы для конкретизации общих положений, в третьем - на их основе вводятся новые, более сложные понятия. Домашнее задание связанные с другими предметами могут быть различными: постановка вопросов на размышление, подготовка выступлений на уроке, написание рефератов, изготовление оригинальных наглядных пособий, требующих знаний учащихся по другим предметам, составление кроссвордов с использованием терминов, используемых в других курсах .


Комплексные задачи. Большие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся дает самостоятельная работа на межпредметной основе, которая носит комплексный характер. Комплексной может быть задача, которая требует всесторонней характеристики объекта на основе применения знаний из нескольких предметов. Комплексные задачи развивают умения анализа и синтеза, выбора и переноса предметных знаний, их сравнение и обобщение с учетом выбранной тематики. Комплексные задачи целесообразно оценивать учителям нескольких предметов. Это рационализирует организацию учебного процесса.


Межпредметные задачи. Это такие задачи, которые требуют подключения знаний по различным предметам, или задачи, составленные на материале одного предмета, но используются с определенной целью в преподавании иного предмета.


Комплексные наглядные пособия. Для обобщения знаний по различным предметам


  • процессе обучения большое значение имеют комплексные наглядные пособия (обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, карты и т.п.). Они позволят ученикам наглядно увидеть ту совокупность знаний по различным предметам, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания. К составлению комплексных наглядных пособий возможно вовлечения самих учащихся. Это развивает их самостоятельность в установлении межпредметных связей.


Большое количество методических приемов осуществления межпредметных связей приносит значительный эффект, когда они используются в соответствии с изменением и усложнением учебных задач в системе уроков. Отмеченные средства реализации межпредметных связей в процессе обучения направлены на воспроизведение, повторение, закрепление, систематизацию и применение знаний учащихся в различных учебных дисциплинах. Они обеспечивают сочетание репродуктивной и поисковой познавательной деятельности учащихся, которая реализуется под непосредственным руководством учителей.

Использование межпредметных связей в обучении побуждает учителей к творческому поиску новых специфических методических приемов обобщения и систематизации знаний учащихся по различным предметам.