СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Модель и система работы профессионального сообщества учителей школы.

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель и система работы профессионального сообщества большого коллектива школы - актуальная тема в больших педагогических коллективах. В этом вопросе нет единого стандарта, и каждая школа находит свои пути поддержки инновационных процессов в школьной практике. Охотно поделюсь своим опытом организации работы профессионального сообщества учителей школы.     

Просмотр содержимого документа
«Статья. Модель и система работы профессионального сообщества учителей школы.»

Модель и система работы

профессионального сообщества учителей школы.







С.М. Рыбак,

учитель первого уровня

школы-гимназии № 9, города Павлодара



Базовой функцией учителя первого уровня, является разработка программы развития школы (ПРШ), предполагающей внедрение новых подходов в обучении и преподавании. Для того, чтобы обеспечить успешную реализацию данной программы в масштабах школы и эффективно оказать профессиональную поддержку коллегам, необходимо создать профессиональное сообщество учителей школы. В данном вопросе каждая школа разрабатывает свою модель и строит свою систему работы профессионального сообщества исходя из программы и условий, в которых работает школа.

«Целью преподавания, с точки зрения конструктивисткой теории, является достижение учеником более основательного понимания предмета, обеспечив использование и применение знаний вне класса»

Чтобы продвинуть учеников на новый, более высокий уровень, учитель должен продвинуться сам в плане профессионального развития. В условиях большой школы, где более ста преподавателей и более полутора тысяч учеников создать эффективно действующее профессиональное сообщество учителей - непростая задача. Мне, как учителю первого уровня, предстояло ее решить. Модель и система работы профессионального сообщества большого коллектива школы - актуальная тема в больших педагогических коллективах. В этом вопросе нет единого стандарта, и каждая школа находит свои пути поддержки инновационных процессов в школьной практике. Охотно поделюсь своим опытом организации работы профессионального сообщества учителей школы.

Перед составлением программы развития школы велась большая предварительная подготовка, детальный анализ стартового состояния школы: анализ документации по успеваемости, достижениям и неудачам, опрос учеников, учителей, родителей, выявление образовательных проблем, определение профессиональных компетентностей педагогов, особенностей психологического климата. Все эти данные необходимы для выбора приоритетного направления в работе, для составления ПРШ.

В нашем коллективе 102 педагога (не считая учителей пенсионного возраста). Двадцать четыре учителя -3 уровня, пять учителей -2 уровня и два учителя – 1 уровня.

После того, как был сделан детальный анализ, вплоть до того, что каждый учитель указал, с какими конкретными проблемами он сталкивается в школьной работе, встал вопрос о том, по каким направлениям и каким образом распределить учителей в фокус-группы, работа которых должна будет способствовать достижению цели преобразований и профессиональному развитию учителей.

Наиболее эффективная модель профессионального сообщества учителей школ выглядит так, как показано на рисунке 1.

У нас в школе явное количественное и предметное несоответствие пропорций. Создать фокус – группы и собрать модель профессионального сообщества учителей нашей школы удалось благодаря опросу учителей и анализу стартового состояния школы, так как при классификации трудностей и проблем, выявилось несколько направлений, которые удачно соотнеслись с семью модулями Программы. Следовательно, образовалось семь фокус-групп, руководителями, менторами и коучами в которых стали семь учителей первого и второго уровня.

Рис.1. Модель ПСУШ

Часть коллег сами определились в выборе фокус-группы и выбрали свое направление в развитии, часть - по рекомендации администрации.

В состав каждой фокус - группы входит один учитель первого или второго уровня, два или три учителя третьего уровня и 6-10 несертифицированных педагога.

Каждая фокус-группа прорабатывает свое направление, но при этом объединяющей линией через все группы проходит тема школы, согласно семилетнему плану развития школы и общешкольного ПРШ.

Рис.2. Модель фокус-группы

Учителя первого уровня предоставили свои программы развития для фокус-группы. Учителя второго уровня разработали программу коучингов для своей фокус-группы. ПРШ учителей 1 уровня и программы для работы с фокус-группами учителей 2 уровня свели в единый общешкольный план развития школы, в котором прописаны приоритеты развития школы и ожидаемые результаты. Так как при слиянии планов количество коучингов для семи фокус-групп насчитывалось более тридцати пяти, программу коучингов выпустили, как приложение к общешкольному плану развития, в котором подробно прописали цели, задачи, ресурсы и ожидаемые результаты.

Директор школы курирует все вопросы Профессионального сообщества учителей и создает все условия для его продуктивного функционирования: вносятся коррективы в режим работы школы для одновременного проведения открытых уроков, Lesson Study, коучингов и тренингов.

Следующими шагами в работе Профессионального сообщества учителей стали, встречи с коллегами, для разъяснения цели преобразований и вовлечение в процессы преобразований несертифицированных учителей, а также диагностика психологического климата в коллективе, цель которого изучение удовлетворенности учителей своей профессией и педагогической практикой, выяснение уровня профессионального выгорания и как следствие, тренинги, разработанные и проведенные психологами школы. Данные мероприятия явились профилактикой эмоционального выгорания учителей, предоставили возможность для саморегуляции, формирования положительного эмоционального состояния, мотивации педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами работы в группе.

Одна из проблем большого педагогического коллектива - встретится для профессионального общения и обмена информацией. Данную проблему мы решили, наладив электронную связь внутри сетевого сообщества учителей школы через: Е-mail, WhatsApp, Google +.

Google + - это мобильно, удобно и актуально. Эта сеть предоставляет возможность для совместной, групповой работы в режиме реального времени: создание презентаций, таблиц, схем. Электронная почта Е-mail, дает возможность обмениваться рабочими материалами, документами, фото и видео файлами. Группа в WhatsApp - дает возможность быстрого оповещения, обмена мнениями, позволяет быстро скорректировать работу фокус-групп, собрать или распространить доказательную базу.

Вопрос оформления результатов работы уровневых учителей коллектив рассмотрел в начале учебного года на профессиональных встречах. Коллеги ознакомились с Инструктивно-методическим письмом Министерства Образования и науки Республики Казахстан, рекомендациями Городского отдела образования, с требованиями Центра педагогического мастерства города Павлодара, соотнесли данные документы с функциональными обязанностями уровневых учителей согласно Руководству и разработали «Рекомендации по содержанию портфолио сертифицированного учителя». Содержание портфолио было согласовано с коллегами на профессиональной встрече и получило одобрение директора и администрации школы. Стоит отметить, что несертифицированные учителя, являясь членами фокус-групп, в рамках самообразования, тоже ведут портфолио, в форме журнала, в котором помещают всю информацию коучингов и материалы работы Lesson Study.

Программа развития школы включает в себя серию коучингов. Отличительной особенностью нашего общешкольного ПРШ стало то, что мы разделили тематику коучингов на три блока. Первый блок - общешкольные директивные коучинги, которые проводились одновременно во всех фокус-группах. Задача этих коучингов дать необходимую информацию, как инструмент для дальнейшей работы в сообществе учителей: Понятийный Глоссарий Программы, Семь модулей Программы, Что такое Lesson Study и Исследование в действии, SMART цели, Таксономия Блум. Второй блок - коучинги по направлению работы фокус-группы. Согласно плану руководителя фокус - группы, учителя первого и второго уровня. Третий блок коучингов - по потребностям, которые возникли по ходу работы фокус-группы.

Результативность коучингов отслеживалась коучами - руководителями фокус-групп. Диагностика продвижения профессионального роста, составленная после проведения коучингов, показывает практическую направленность, явную положительную динамику. Отзывы на листах обратной связи, демонстрируют мотивацию на профессиональное продвижение.

После серии директивных коучингов, мы запустили серию исследовательских уроков - Lesson Study. Каждая фокус-группа работала под руководством учителя первого или второго уровня, выявляя и решая проблемы класса и учеников АВС. Работа в режиме Lesson Study, это непосредственное прикосновение к детям, к совершенствованию урока - данный процесс стал событием в рамках школы. Одновременно все фокус-группы приступили к Lesson Study. На период Lesson Study администрацией был скорректирован режим работы школы, чтобы предоставить возможность учителям тщательно проанализировать, продумать уроки и эффективно их провести.

С целью поддержки инновационных процессов в обучении, обеспечения эффективности методической работы и распространения уровневые учителя продемонстрировали открытые уроки, мастер-класс на тему: «Использование семи модулей обучения на уроке» Администрации школы удалось составить расписание занятий в школе так, что каждый учитель смог попасть на открытый урок к своему коллеге, согласно своему предмету или направлению по самооразвитию. За месяц все учителя посетили четыре - пять открытых урока и смогли обогатить свой практический опыт.

В течение учебного года на всех этапах реализации программы развития школы учителя первого и второго уровня непрерывно осуществляют менторинг по разным направлениям: при подготовке к открытым урокам и во время исследования в действии, на протяжении серии уроков Lesson Study и в рамках реализации плана менторинга. Процесс общения ментора и подопечного длительный, кропотливый и, как правило, результативный. За год, многие несертифицированные учителя освоили азы 7 модулей Программы.

Все понимают, что процессы преобразования школы происходят не быстро. Подводя итог первого года работы по вышеуказанной системе и модели

профессионального сообщества учителей школы, хочется отметить, что в условиях большого педагогического и ученического коллективов, она достаточно функциональна и позволила эффективно реализовать программу развития школы на учебный год. Кембриджский подход, как сказано в Руководстве, «…требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами способствующими развитию знаний, идей и навыков у учеников». Выстроив эффективно функционирующую систему работы профессионального сообщества учителей школы, в перспективе коллектив сможет более глубоко сосредоточиться на учениках, на их развитии.

1