«Воспитание национальной идентичности посредством организации конкурса современных композиторов Татарстана»
Вахрамеева И.М.
МБУДО «ДМШ№24» г. Казани
Dmsh24@mail.ru
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает воспитание через включение национально-регионального компонента в образовательный процесс. Национально-региональный компонент отражает национальное или региональное своеобразие культуры, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице
субъектов Федерации.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" сказано: "Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".
«Воспитание патриотизма начинается с любви к родному городу. Но проявление этой любви не может ограничиваться созерцанием красоты. Любовь должна быть деятельной», - обратил внимание начальник Управления образования исполнительного комитета Казани Ильсур Гараевич Хадиуллин.
Научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего - одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой. Растущая потребность современного общества в необходимости соответствия новым общественным тенденциям, в которых под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности обучающегося, его духовно-нравственного становления, диктует школе поиск новых форм организации работы. В нашем случае такой формой является организация регионального конкурса современных композиторов Республики Татарстан «Территория таланта».
Слабое знание современной национальной культуры приводит к низкому уровню толерантности и отсутствию национальной самоидентефикации. Региональная культура является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности. Она имеет свое культурное наследие, свои культурные ценности. Российская земля щедра талантами, и в каждом регионе есть свои национальные герои.
Современные композиторы отмечают: если татарскую музыку не сохранят в Татарстане, ее не сохранят больше нигде. И тогда прервется нить времен. Несмотря на кажущуюся патетичность этих слов, они выражают простую истину. Мы знаем, что эта нить сегодня стала ниточкой – молодежь предпочитает другую музыку, другие ритмы, что вообще-то естественно, но не отменяет необходимости знания того, какой она была тогда, когда тебя еще не было на свете.
Несмотря на то, что в нашей республике на одном уровне с мэтрами работает целая плеяда молодых композиторов и пишется большое количество новейших произведений, открытым остается вопрос распространения. Нет звукозаписывающей студии и достаточного количества нотных сборников, чтобы эти пьесы были легко доступны для любого слушателя и исполнителя.
В нашем понимании организация конкурса "Музыка современных композиторов" музыкальной школой - важная часть распространения татарской музыки, знакомство публики и участников не только с классическими произведениями татарских композиторов, но и с новейшими пьесами для различных инструментов и переложениями оркестровых фрагментов. Мотивация для каждого педагога и учащегося к поисковой работе для включения в свой репертуар оригинальных и редких произведений. Конкурс проводится при поддержке ГБОУ РТ «ИДПО», Союза композиторов Республики Татарстан.
Цель конкурса:
- создание условий для популяризации произведений современных композиторов Республики Татарстан посредством организации и проведения фестиваля - конкурса.
Задачи:
1. Создать культурно-просветительскую среду, стимулирующую интерес к национальной культуре в целом, и к творчеству современных композиторов Республики Татарстан в частности;
2. Выявить и поддержать юных исполнителей;
3. Осветить многообразие музыки композиторов Татарстана.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
Формирование поликультурной личности на основе усвоения базовых национальных и общечеловеческих ценностей:
- принятие личностью базовых национальных ценностей, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, понимание их роли и места в системе общероссийских и общемировых ценностей;
- принятие личностью общечеловеческих ценностей, ценности культурного многообразия.
Организация конкурсов национально-региональной направленности и участие в них учащихся по нашему убеждению помогает сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к природе данного региона, сложившихся на его территории этнических культур.