Факторы,
способствующие и мешающие
успешной деятельности классного руководителя
Педагогическую деятельность в отечественной науке традиционно принято считать творческой. Известно, что творческая деятельность определяется как форма деятельности человека или коллектива по созданию «качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.
Обычно выделяют 4 уровня творчества:
1-й уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом, когда учитель уже способен осуществлять обратную связь и корректировать свои действия в зависимости от ее результата, но опирается на опыт других учителей, «методичку», то есть работает по шаблону;
2-й уровень (уровень оптимизации) заключается в способности педагога планировать и осуществлять свою деятельность, умело, подбирая уже известные ему методы и формы обучения;
3-й уровень – эвристический, предполагающий творческие возможности живого общения с учениками.
На 4-м, самом высоком уровне творчества, педагог проявляет полную самостоятельность. Он может использовать и готовые приемы педагогической деятельности, но в них уже проявляется его личностная индивидуальность. Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют 3 сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное и творческое самочувствие.
Деятельность педагога – это деятельность по управлению деятельностью. «Учитель всегда творит на живом «человеческом материале», - подчеркивает В.А. Кан-Калик, - это предъявляет к его деятельности особые требования. Творчество невозможно без осознания учителем собственной творческой индивидуальности. Признать себя, свою индивидуальность в педагогической деятельности, - значит сделать освоенную теорию и опыт других работающих достоянием собственной личности».
Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом, себя не оправдывает. Замечено, что многолетний опыт работы несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. В процессе профессиональной деятельности педагога, как и любого профессионала, наиболее интенсивно развиваются те его качества, которые особенно необходимы в его работе. Становится неизбежным образование стереотипов выполнения педагогических функций, возникает шаблонность, наступает профессиональная адаптация. Исходя из положения о том, что деятельность – это активность субъекта по отношению к объекту, вызванная потребностью в изменении последнего (по А.А. Леонтьеву), можно сделать вывод о том, что деятельность педагога, направленная на изучение своей профессиональной деятельности и себя как субъекта этой деятельности, обеспечивает возможность управления развитием этой деятельности.
Надо только систематически формировать потребности! Известно, что потребность активизирует человека, стимулирует его поведение на поиск того, что требуется, и поддерживает активность его до тех пор, пока эта потребность не будет полностью удовлетворена. Испытываемая педагогом неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит его к поиску путей их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над развитием своего творческого потенциала, к иным формам взаимосотрудничества. Установлено, что если над учителем довлеет необходимость решения задач, поставленных не им, то это сдерживает творческий потенциал, приводит к формализму, а главное, жизненные, реально значимые задачи практически остаются невыясненными. Об успешности активного усвоения знаний писал и известный русский философ Н.А. Бердяев: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации.
Классный руководитель- это не работа, а образ жизни считаю я . Мой девиз такой: «Дети в классе - твое отражение, поэтому старайся постоянно работать над собой».
Главное - сохранить молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять этих юных, прекрасных, искренних детей.
Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого: из психологического климата в школе, из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье, из взаимопонимания с детьми и еще многого чего.
Что же способствует успешности классного руководителя?
Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.
Во-вторых, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.
Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития. Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди, я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его отношения с родителями.
Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя - это тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.
И еще немаловажный фактор, подмеченный мною. К классным детям надо относиться как своим собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы
На каждой перемене класс полон детей. Кто войдет просто поздоровается, кто положит спортивную обувь, кто сядет посидеть за партой, перебросится парой слов, кто-то спросит совет, поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит, они хотят быть со мной, хотят делиться со мной - это мой успех.
А я замечаю: кто-то подстригся, у кого- то новая кофточка, сапожки, а кто-то появился после болезни, а у кого- то грустный вид.
Они чувствуют свою значимость для меня, а для меня - осознание ими своей значимости - уже успех.
Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.
А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.
В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».
Факторы, мешающие успешной деятельности классного руководителя:
Низкая мотивация педагогов, связанная с недостаточной теоретической готовностью и материальными проблемами.
Перегрузка педагога, ограничивающая возможности педагога уделять дополнительное время на творчество.
Отсутствие поддержки и единомышленников в лице родителей учащихся, администрации школы, коллег.
Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у себя самой?
Работая в школе, я пытаюсь найти ответы на эти вопросы:
- какие условия необходимо создавать самой для мотивированного поведения;
- как, не смотря на психологические, умственные и физические перегрузки, быть постоянно в тонусе;
- как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;
-как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.
Каждый из нас начинает заниматься своей любимой деятельностью с очень высоким уровнем мотивации. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить данный уровень как можно дольше. Необходимо стараться выявить и исключить все внешние факторы, способствующие снижению уровня собственной мотивации.
По собственному опыту я знаю, что мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее. Мотивация «работает» лишь в том случае, когда в производственных отношениях доминируют честность и взаимное доверие. При этом поведение руководителя сильнейшим образом влияет на мотивацию сотрудников. Тут нет никаких особых хитростей – просто руководитель должен заботиться о том, чтобы у сотрудников была возможность профессионального роста, а в школе были созданы все условия для работы.
В любой момент времени, сила мотивации – результат предшествующих обстоятельств.
Результат процесса мотивации – это сумма различных факторов. К ним относятся:
- собственное желание и стремление работать добросовестно, плодотворно и с полной внутренней отдачей (внутреннее побуждение, которое должно быть сильнее любых негативных внешних факторов);
- самоэффективность (нужно выстроить жизнь по собственному велению внутреннего голоса, стараясь полагаться только на себя);
- психологическая перспектива (она определяет, какие цели в жизни мы выбираем в зависимости от того или иного жизненного этапа);
- наши эмоции (во время принятия жизненно важного решения они служат нашим «внутренним советчиком»).
Все эти факторы складываются в достаточно сложный комплекс, где преобладают сила воли, профессиональная составляющая и благоприятные внешние условия.
На этих составляющих основаны наши успехи в педагогической деятельности.
В психологической литературе различают общую и специфическую мотивацию.
Общая мотивация – желание сделать что-либо, добиться чего-либо. Это желание, пусть выраженное у разных людей в разной степени, свойственно каждой из нас.
Специфическая мотивация – причина того, что человек с упорством стремится к какой-то конкретной цели. Обусловливается специфическая мотивация тем значением, которое данная цель имеет для личности. Им же определяется длительность стараний и затрата сил на достижение этой цели. Невероятное значение, на мой взгляд, имеет в нашей педагогической деятельности, насколько высока у каждой из нас специфическая мотивация, с каким стремлением и желанием мы возьмемся за выполнение профессиональной задачи.
Какие условия требуются для «переживания» педагогами специфической мотивации в школе?
Ни для кого не секрет, что материал, на который постоянно оказывают давление, очень быстро «устает». Он становится ломким, а затем ни на что не годным. Время, в течение которого материал может сопротивляться напряжению, ограничено, чего нельзя сказать о нас. Мы имеем перед ним замечательное преимущество: обладаем способностью к восстановлению. После сильной нагрузки (какой-либо психологической стрессовой ситуации) и следующего за ней периода восстановления мы становимся более выносливыми, хотя без душевных травм подобные жизненные ситуации не проходят. Небольшой опыт работы в школе показывает, что человек в состоянии вынести невероятные нагрузки и, более того, продолжая показывать определенные положительные результаты своей деятельности и продолжая работу с прежней заинтересованностью и огромным желанием. Это возможно только в случае, если человек исключительно заинтересован своей деятельностью. Также нам должны быть известны секреты расслабления и восстановления. Только сбалансированность напряжения и расслабления дает нам психическую и физическую энергию. Восполнить энергетические затраты могут помочь: общение с нашими воспитанниками или близкими взрослыми людьми, активный отдых на природе, уединение с собственными мыслями, чтение интересующей литературы, поход в кино или в театр и т.д.
Таким образом, степень вовлеченности в работу зависит от двух вещей: специфической мотивации, которую человек может проявить на пути к цели, и уровня активности, которого он может психически и физически достигнуть в данный момент.
Мы с полной отдачей «включаемся» в свою любимую педагогическую деятельность только тогда, когда это окупается, когда наша активная деятельность приносит плоды, дает результат. Каждый из нас убежден, что в силах влиять на окружающий мир и людей, добиваясь желаемого. Вопрос не в том, нужно ли что-то менять, а в том, как это сделать. Только этим определяется успешность нашей деятельности.
Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Ставшая привычной двойственность – с одной стороны, разум, с другой – чувство – пагубна, если она долго не исчезает. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех.
Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.
Успех в нашей деятельности зависит не только от нашей заинтересованности и энтузиазма, но и от наших способностей и профессионализма. Большое значение имеет рабочее окружение. Возможно, нам и удастся в чем-то изменить рабочую атмосферу, в которой мы работаем, но создать ее мы не сможем: атмосфера, в которой можно реализовать свои цели, уже должна существовать. Психологи эти три составляющие успеха назвали: «хочу», «могу» и «имею возможность»
Главный гарант успеха – способность мотивировать самого, т.е. сосредоточиться на привлекательных и интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, добиваясь их.
Чтобы суметь поставить себе цель и достичь ее, необходимы определенные знания и компетентность.
Третья составляющая успеха – благоприятные условия. Внешние условия всегда играют существенную роль в достижении цели (или в неудаче). В одних учебных заведениях нет никаких возможностей получить определенные результаты своей деятельности, а в других, наоборот, у педагогов есть все возможности для самореализации. Мы можем в чем-то изменить атмосферу, в которой работаем, но в принципе на работе должны быть созданы такие условия, в которых есть желание у педагога работать в полную меру своих возможностей.