СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «ФГОС –новый подход к пониманию термина «стандарт»..

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

статьи на тему «ФГОС –новый подход к пониманию термина «стандарт».. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «ФГОС –новый подход к пониманию термина «стандарт»..»

ФГОС –новый подход к пониманию термина «стандарт».

Г. Р. Гелметдинова, МБОУ лицей №2


Не научившись понимать

истинный смысл слов,

нельзя понять ни людей, ни дел.

Конфуций.

Вспомнив мудрое высказывание одного из основателей европейской науки Нового времени Р. Декарта: «Люди, определяйте значения слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений».

Многие люди, не поняв нового поколения термина «стандарт», либо отрицательно относится к ФГОС, либо пытаются как-то их реализовать, не осознавая, что эти попытки обречены.

Чтобы понять, в чем состоит заявленная новизна ФГОС, нужно отказаться от традиционного, привычного понимания слова «стандарт».

 Прежде всего будем правильно понимать термин «Стандарт» и откажемся от его традиционного, привычного понимания. 
 Из-за этого привычного понимания и можно услышать фразу: «Как же можно стандартизировать живых детей и учителей?»

Стандарт в официальном документе – это «…общественный договор – новый тип договорных взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений … подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).

Лучшему пониманию термина «стандарт» служит сравнительная таблица.

Термин «стандарт» в традиционном понимании

Термин «стандарт» в новом толковании в ФГОС

  • Ограничение свободы учителя;

  • Способ мелочной регламентации;

  • Инструмент жесткого тотального контроля;

  • Способ давления на учителя;

  • Противоположность творчеству.

  • Рамочный принцип оценивания результатов обучения;

  • Диалектичный способ оценки качества образования;

  • Итог понимания невозможности измерений всех результатов образования;

  • Возможность реальной оценки оценки результатов обучения;

  • Результат симбиоза ремесла и творчества.


 Будучи стабильным в течение определенного периода времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению".

Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы.

Получается, что стандарт – это не перечень измеряемых единиц, затверженных учеником ЗУН, а конвенциональное, т.е определяемая договором норма, фиксирующая степень достижения экспертно оцениваемых результатов образования. И мы видим, что впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный, а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учеников и учителей.

Рамочный принцип означает: примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка, чего прежнее толкование слова «стандарт» не допускало.

Стандарт предполагает, что на каждой ступени образования учитель получает фиксированные  предметные, метапредметные и личностные результаты у каждого ученика в вилке от необходимого минимума до возможного оптимума.

Практически это означает, что по итогам педагогического консилиума с учеником и родителями согласовывается экспертно определенные максимально возможные (оптимальные) результаты (в отметках, в качественных уровнях), которых ученик и учитель могут достичь к концу отчетного периода (четверти, полугодия, года). Но вот эти экспертно определенные максимально возможные результаты учитель определяет сам (вместе с коллегами), исходя из своих профессиональных знаний и опыта.

И те необходимые достаточные средства для достижения всех трех групп результатов:

  1. Необходимо разложить финишные предметные, метапредметные и личностные результаты, указанные ФГОС для каждой ступени обучения, на результаты по годам, по разделам и темам и, наконец, по урокам.

  2. Учителю необходимо найти, опять же в собственной психолого – педагогической мастерской все необходимые и достаточные средства для достижения всех трех групп результатов совместно с каждым своим учеником на уроках, вне урока, в итого изучения темы, раздела, всего курса,в течении прожитого учеником того или иного этапа.

  3. Быть зорким аналитиком и постоянно проводить самоконтроль и самокорректировщиком своей психолого – педагогической деятельности.

  4. Помощником учителя в этой профессиональной свободе ответственного мастера будут сами ФГОС, основная образовательная программа школы по ступеням образования, примерная образовательная программа по его предмету, концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Такая свобода и ответственность дана тому, кто не боится быть профессиональным педагогом.