Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «ФГОС –новый подход к пониманию термина «стандарт»..»
ФГОС –новый подход к пониманию термина «стандарт».
Г. Р. Гелметдинова, МБОУ лицей №2
Не научившись понимать
истинный смысл слов,
нельзя понять ни людей, ни дел.
Конфуций.
Вспомнив мудрое высказывание одного из основателей европейской науки Нового времени Р. Декарта: «Люди, определяйте значения слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений».
Многие люди, не поняв нового поколения термина «стандарт», либо отрицательно относится к ФГОС, либо пытаются как-то их реализовать, не осознавая, что эти попытки обречены.
Чтобы понять, в чем состоит заявленная новизна ФГОС, нужно отказаться от традиционного, привычного понимания слова «стандарт».
Прежде всего будем правильно понимать термин «Стандарт» и откажемся от его традиционного, привычного понимания.
Из-за этого привычного понимания и можно услышать фразу: «Как же можно стандартизировать живых детей и учителей?»
Стандарт в официальном документе – это «…общественный договор – новый тип договорных взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений … подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).
Лучшему пониманию термина «стандарт» служит сравнительная таблица.
Термин «стандарт» в традиционном понимании | Термин «стандарт» в новом толковании в ФГОС |
Ограничение свободы учителя; Способ мелочной регламентации; Инструмент жесткого тотального контроля; Способ давления на учителя; Противоположность творчеству. | Рамочный принцип оценивания результатов обучения; Диалектичный способ оценки качества образования; Итог понимания невозможности измерений всех результатов образования; Возможность реальной оценки оценки результатов обучения; Результат симбиоза ремесла и творчества. |
Будучи стабильным в течение определенного периода времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению".
Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы.
Получается, что стандарт – это не перечень измеряемых единиц, затверженных учеником ЗУН, а конвенциональное, т.е определяемая договором норма, фиксирующая степень достижения экспертно оцениваемых результатов образования. И мы видим, что впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный, а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учеников и учителей.
Рамочный принцип означает: примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка, чего прежнее толкование слова «стандарт» не допускало.
Стандарт предполагает, что на каждой ступени образования учитель получает фиксированные предметные, метапредметные и личностные результаты у каждого ученика в вилке от необходимого минимума до возможного оптимума.
Практически это означает, что по итогам педагогического консилиума с учеником и родителями согласовывается экспертно определенные максимально возможные (оптимальные) результаты (в отметках, в качественных уровнях), которых ученик и учитель могут достичь к концу отчетного периода (четверти, полугодия, года). Но вот эти экспертно определенные максимально возможные результаты учитель определяет сам (вместе с коллегами), исходя из своих профессиональных знаний и опыта.
И те необходимые достаточные средства для достижения всех трех групп результатов:
Необходимо разложить финишные предметные, метапредметные и личностные результаты, указанные ФГОС для каждой ступени обучения, на результаты по годам, по разделам и темам и, наконец, по урокам.
Учителю необходимо найти, опять же в собственной психолого – педагогической мастерской все необходимые и достаточные средства для достижения всех трех групп результатов совместно с каждым своим учеником на уроках, вне урока, в итого изучения темы, раздела, всего курса,в течении прожитого учеником того или иного этапа.
Быть зорким аналитиком и постоянно проводить самоконтроль и самокорректировщиком своей психолого – педагогической деятельности.
Помощником учителя в этой профессиональной свободе ответственного мастера будут сами ФГОС, основная образовательная программа школы по ступеням образования, примерная образовательная программа по его предмету, концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Такая свобода и ответственность дана тому, кто не боится быть профессиональным педагогом.